По сути, составление государственного земельного кадастра – это систематизация достоверных данных о положении земельных участков. В таком кадастре ведется строгий учет их территориального местоположения, природных составляющих, учет их количества и качества, бонитировки почв, хозяйственное и целевое назначения (правильное использование, экономическая оценка земель) и правовой статус (регистрация землепользователей, архив смены собственников земли, наличие расположенных объектов).
Свод этих данных оформляется в документы и ведомости. Процесс управления землей осуществляется государственными органами. Главный орган государственной власти, отвечающий за все земельные ресурсы страны – это агентство земельных ресурсов. Им ведется учет каждого земельного участка, определяется качество и ценность земли, её функциональное назначение и другие параметры. Агентство юридически подтверждает границы, размеры и месторасположение участков, присваивает каждому его кадастровый номер. Без такого учета трудно представить себе процесс управления землей.
Рациональное и эффективное её использование, охрана природы, планирование народного хозяйства на перспективу и правильное размещение сельскохозяйственных объектов – все это невозможно без данных, собранных в государственном земельном кадастре.
Что понимать под определением «государственный земельный кадастр» прописано в Земельном кодексе и в Законе о земельном кадастре, но по сути эти два определения отличаются. Если в Земельном кодексе земельный кадастр – это система кадастровых работ, то в Законе о земельном кадастре – это единая система ведомостей и документов.
Отличаются и функции, закрепленные за этими двумя не похожими понятиями. Под системой кадастровых работ подразумевается перечень мероприятий, включающих в себя оценку, классификацию земель, характеристику их количества и качества, работы по распределению земель среди собственников или среди землепользователей, процедуру установления права собственности или его прекращения, и установление прав пользования земельными участками.
Немного другое направление работ подразумевает система ведомостей и документов. Она ведет строгий учет земель в Едином государственном реестре. Туда заносятся данные обо всех участках земель страны с описанием их правового статуса, количества, качества, порядок распределения между собственниками или арендаторами земельных участков, а также дается их оценка.
Такой подход позволяет каждому земельному участку присвоить характеристики, выделяющие его из других участков и дать ему качественную и экономическую оценки. А также, на основе тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, провести объективный анализ фактического уровня использования земли, определить и разработать как общие направления, так и конкретные мероприятия по сохранению и улучшению плодородия почв и эффективности использования земель относительно местных природно-климатических и экономических условий.
Если посмотреть на определение сути земельного кадастра, принятое во всем мире, то формулировка земельного кадастра, применяемая в Законе Украины, наиболее полно раскрывает суть кадастровых работ и точнее соответствует общепринятому значению.
Данные в государственный земельный кадастр поступают из трех уровней: общегосударственного, регионального и местного.
На местном уровне составляются документы со сведениями об административно-территориальных границах земельных участков, земельных кварталов и земельных зон, о собственниках или пользователях этих земель, о функциональном назначении каждого из земельных участков и о размещенных на них сельскохозяйственных объектах, о количестве и качестве почв и дается их экономическая оценка. Также на местном уровне составляется индексная карта и кадастровые планы городов, поселков, сел и всего района.
Региональный уровень объединяет сведения обо всех землях районов и, расположенных на них, населенных пунктах.
На государственном уровне содержатся данные обо всех областях и местные кадастры.
Данные, систематизированные в земельном кадастре, имеют большое народнохозяйственное значение и широко используются при решении вопросов по рациональному использованию земельных ресурсов. С их помощью разрабатываются мероприятия по борьбе с эрозией, кислотностью, засолением, заболачиванием почв, по мелиорации и улучшению земель, по повышению продуктивности использования земли и перевода её в разные категории.
Они помогают дать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий по улучшению угодий и определить место каждого из земельных ресурсов в составе национального богатства страны.
Проведение всех без исключения кадастровых работ на всех трех уровнях осуществляют исполнительные комитеты или органы местного самоуправления. Данные государственного кадастра фиксируются как в бумажном, так и в электронном виде и подразделяются на три категории:
– Основная категория
– Вспомогательная
– Произвольная
В состав основной категории документов входят: кадастровые карты, планы, кадастровые дела объектов учета и единый реестр государственной земли.
Вспомогательная документация включает: каталог координат межевой сети, а также учетные документы и ведомости.
Произвольная документация состоит из реестров государственных, коммунальных земель, земель физических лиц, статистических земельных отчетов, аналитических осмотров, кадастровых планов, индексных карт и другой документации.
Вся документация хранится в Агентстве земельных ресурсов без срока давности и без права уничтожения.
Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию государства, и его информация является основополагающей для государственного управления и контроля над использованием, сохранением, улучшением и охраной земельных ресурсов; для регистрации прав и при правовом регулировании отношений на недвижимое имущество; для экономической оценки, учета, определения стоимости земли, установления обоснованной платы и налогообложения.