Что такое театр теней: Театр Теней — Московский детский театр теней
Содержание
За занавесом — Театр теней
Из чего всё же состоит театр теней и на чем основывается? Что делает его таким интересным и необычным?
Экран
Это главная составляющая теневого театра. И именно благодаря ему он и наполнен той таинственностью и загадочностью, это и отличает данный вид театра от других.
Он может быть как профессиональным, так и обычной плащевой белой тканью. Главное, чтобы тень была достаточно четкой. Он может быть как достаточно большим, так и маленьким, подходящим для домашних условий.
Оригинальный экран в виде зонтика
Свет
Он также имеет важное значение и также влияет на качество. Из-за неправильно подобранного источника тень может быть размытой и неточно передавать силуэты марионетки. Некоторые театры используют проекторы, способные изменять цвет света в зависимости от сюжета. Это позволяет действовать на зрителя не только движениями на сцене, но и задавать настроение.
Актеры
Ими зачастую являются куклы (марионетки), которые плотно прикладываются к экрану или находятся на расстоянии от него — это зависит от многих факторов: от традиций, от освещения и полотна. Люди, ими управляющие, в кадр обычно не попадают и находятся либо ниже экрана, управляя с помощью системы рычагов, или выше, управляя с помощью нитей.
Не стоит забывать, что в испанском театре за экраном выступают живые актеры
Тесты и музыка
Театр теней всё же является театром, и в нём присутствуют и диалоги, и сюжет, и мелодии, как и в любой другой постановке. Актеры общаются, рассказывают историю, а зритель наслаждается завораживающим зрелищем.
Всему этому предшествуют длительные репетиции, чтобы каждое движение соответствовало отображаемой на экране тени и было понятно зрителю.
История — Театр теней
Театр теней — древнее искусство, зародившееся в Азии более двух тысяч лет назад, однако точно сказать — в Индии или в Китае, — нельзя. Согласно некоторым теориям, родиной театра считают даже Египет.
Начало
По сути, сам принцип возник в глубокой древности, когда, сидя у костра, первобытный человек смотрел на изменяющиеся тени на стенах пещеры. Наверняка, эти неясные образы вызывали в воображении пугающие картины, ведь тень всегда олицетворяла нечто мистическое и таинственное, но безусловно она полна эстетики.
Становление
На ранних этапах развития данного вида театра он состоял из ткани, источника света (обычного солнца или костра) и рук, складывающих пальцы в нужные жесты. С таким, кажется, знаком каждый ребёнок. Потом руки заменили на тонкие полупрозрачные силуэты, выполняющиеся из кожи. Так тень получалась более четкой, а так же можно было за счет полупрозрачности выделять конкретные детали. Позже материалы стали совсем различны, а образы начали называть марионетками.
Легенда
Существует красивая китайская легенда о том, как один император, потеряв свою супругу, совсем опечалился и отказался от правления. Чтобы его утешить, главный дворцовый придворный сделал силуэт умершей жены императора и показал её движения за занавеской. Император был так рад вновь увидеть, как любимая играет на музыкальных инструментах, ходит и читает, что перестал печалиться и занялся государственными делами.
Традиции
Во многом содержание постановки зависит от страны. Китайский театр отличается показом преимущественно исторических сцен, в Индии чаще поднимаются религиозные темы, а в Турции преобладают комедийные жанры. Тень помогает воплотить в жизнь почти любые образы, что и объясняет распространение теневого театра по всему миру и различность направлений. Однако не всегда в роли актеров выступают марионетки, в Испании, например, это живые люди. Это произошло из-за запрета в средние века на показы театров. Поэтому артисты и стали выступать за занавеской, что не было запрещено тем странным заявлением. Впоследствии, это стало отдельным направлением театра.
Современные куклы турецкого театра теней
Сцена из индийского теневого театра
Как устроен теневой театр? — PORUSSKI.me
Shadow fest – это первый международный фестиваль театров теней, которому нет аналогов в России. Как признаются организаторы, идея его провести витала в воздухе уже давно. Но то ремонт, то другие обстоятельства не позволяли реализовать ее раньше. Для зрителей это, прежде всего, хорошая возможность ближе познакомиться с жанром не только на примере российских театров, но и зарубежных гостей. Но для начала давайте разберемся, что же такое театр теней, где он родился, как развивался и во что превратился?
Для человека тень – это олицетворение чего-то мистического и потустороннего. В то же время именно теневой театр можно считать первым и самым простым в истории человечества. Ведь обычный жест при помощи костра, отбрасываемый на стену, уже нес за собой множество образов, рождавшихся в умах первобытного человека.
Этот древний вид искусства родился больше двух тысяч лет назад, но точное его происхождение неизвестно. Одни считают, что он из Китая, другие – из Индии, а кто-то упоминает Египет. Но театр теней – это немного искаженное название, потому что мы имеем дело не просто с тенями, а скорее с силуэтами изображений. В мире различают несколько видов теней; деление это очень условное, но среди них выделяют три главные: китайская, русская и испанская.
Китайская тень получается при использовании тростевой куклы. Для работы с ней нужен экран и источник света. Фигуру плотно прикладывают к поверхности экрана и управляют ей при помощи тростей, которых обычно не больше трех. Куклы делали из кожи, и выделка была настолько тонкая, что напоминала больше пергамент, – после чего уже красили. Индонезийские куклы – разновидность китайской – изготавливались из плотной кожи, поэтому они более статичные. Ее размер при этом зависел от статуса героя: демонические могли быть большими, а простолюдины, наоборот, маленькими.
В Европе работали в основном с китайскими куклами, а русскую знали мало. До сих пор она популярна только в нашей стране. У нее нет тростей, вместо этого – сложная система рычагов. Артист манипулирует куклой только при помощи коромысел, которые находятся на центральной палочке. Сама кукла находится все время на весу. При этом ее необязательно прикладывать к экрану, а, наоборот, в зависимости от того, насколько она близко или далеко расположена от полотна, может меняться для зрителя и ее размер. Также русская кукла, в отличие от восточных, может двигаться в разных направлениях.
Но самое главное изобретение в теневом театре – экран, который ни при каких обстоятельствах не должен прогибаться. В 70-е годы проводились постоянные эксперименты с материалом, чтобы достичь приемлемого результата, ведь кукла должна идеально скользить по полотну.
Еще одна особенность теневого театра – это применение разного света: китайского и русского. Китайские куклы обычно плотно прижаты к экрану и освещаются рассеянным светом. При работе с русскими куклами свет должен быть всегда жесткий и направленный – он дает совершенно четкую картину, на каком бы расстоянии кукла ни находилась.
Русскую теневую куклу мы можем видеть в Московском детском театре теней, где и была доработана окончательная конструкция с коромыслами и креплениями.
Театру теней, расположенному на Измайловском бульваре, в следующем году исполнится 79 лет. Это единственный театр, который работает со всеми видами кукол. При этом происходящее на сцене завораживает не только детей. В середине 70-х их сатирические спектакли были очень популярны среди взрослых. С тех пор репертуар изменился, но подобрать для себя спектакль можно и сейчас.
Например, спектакль “Шерлок. Продолжение” – энциклопедия театра теней и кукол. Там можно увидеть все виды кукольного и теневого театра: перчаточные, тростевые, а также большую ростовую куклу. Но помимо теневых кукол там присутствует и живой план – Шерлока и Ватсона играют два артиста.
На артиста театра теней нигде не учат. Работать приходят артисты, получившие диплом по специальности кукольного театра, а новая профессия приобретается уже на месте.
Обычно новому актеру дают партитуру хвоста. В спектакле куклой управляют сразу несколько артистов. Голову и передние лапы исполняет тот, кто озвучивает персонаж, середину – другой актер, а вот начинающему дают только вилять хвостом. При этом кукла должна работать как единый организм, чтобы никто не догадался, что происходит за экраном.
Иногда в театр приходят и драматические артисты, которые никогда до этого не играли в театре теней. Но и им приходится приобретать новые навыки – нужно четко держать профиль.
Тень человека (испанская) – это третий вид теневого театра, когда артисты находятся за экраном. Во времена инквизиции театр был под запретом, и актеры шли на любые ухищрения, чтобы продолжить выступать перед зрителями. Они стали играть за полотном, где видны были только силуэты.
Обычному зрителю попасть за экран практически невозможно. Еще в Индии туда пускали только мужчин, а женщины смотрели представление, как все зрители сейчас. Но для особо любознательных Театр теней приготовил отдельный спектакль “Где живут тени”. Именно там всем разрешают вскакивать с мест и смотреть, что происходит по ту сторону полотна, и наблюдать за работой артистов. При этом одним из них можете стать и вы – всем желающим можно попробовать управлять куклой, а в конце сделать и свою собственную из бумаги. После чего на все спектакли театра вы уже будете приходить осознанно. Зная, что же такое теневой театр.
Фото предоставлены пресс-службы Московского театра теней
Театр теней — история и описание игрушки
Теневой театр – это отличное волшебное представление для детей, способное заинтересовать и увлечь их, развить фантазию и воображение. Это особый вид театра, в котором для представления, актеры используют тени от фигур или предметов, подающие на специальный экран при направлении на них источника света. Существует красивая легенда, которая гласит, что у одного китайского императора была жена – красавица. Он ее очень любил. Но случилось беда, она неожиданно заболела и умерла. Император впал в глубочайшую депрессию, и был так безутешен, что отошел ото всех дел, заперся в своих покоях и перестал с кем-либо общаться. Все близкое окружение императора было в смятении и не знало, что им делать.
Но вот однажды один из дворцовых придворных пригласил императора в покои, которые раннее принадлежали его умершей жене, и каково, же было его удивление, когда за тончайшей занавеской он увидел прекрасный силуэт своей любимой супруги, неожиданно начавший свое движение. Он был потрясен увиденным и стал просить повторить удивительное представление с куклой, ему казалось, что его возлюбленная не умерла, а где-то рядом, и что нужно только время, чтобы снова ее увидеть. Он снова стал заниматься государственными делами, а вечерами с трепетом наблюдал за всем происходящим за занавесом, и наслаждался волшебной музыкой, которая всегда сопровождала представление.
Так в Китае зародился чудо театр — «Татр теней», который вылечил безутешного императора и вернул его к жизни, и начал свое путешествие по земле. На сегодняшний день он уже покорил своей красотой и неповторимостью Индию и Турцию, Азию, страны Европы, Россию. В театре теней для представления используется полупрозрачный бумажный или тканевый экран с подсветкой. Многочисленных «актеров» изготавливают из бумаги, используя технику бумажной вырезки. Но так как бумага является хрупким материалом, готовую фигурку накладывают на слой кожи для прочности. Высота кукол колеблется от 30-и до 70-и сантиметров. Кукла может быть как целостной, так и собранной из отдельно скрепленных между собой частей, которые во время спектакля двигаются. Для удобства игры все фигурки установлены на палочки, которые крепятся в районе шеи и запястий.
Пригласите ребенка зрителем на домашнюю сказку с участием остальных членов семьи. Малышу сразу будет очень сложно самому управлять куклами, поэтому пусть для него ваш домашний сказочный театр начнется с наблюдения. Придумывайте персонажей и сказки вместе с ребенком. Создавайте домашний теневой театр своими руками. Домашний теневой театр уже давно используется родителями, воспитателями детских садов и преподавателями кружков для всестороннего развития детей, для развития у них памяти, коммуникабельности, правильной и грамотной речи, для раскрытия интеллектуальных и творческих резервов, а также воспитания любви к книжкам. Таким образом, искусство естественно входит в жизнь ребенка. Теневой театр, как вид игровой деятельности, идеально подходит для детей разных возрастов.
Сюжетами для спектаклей театра теней становились популярные детские сказки и предания, сказания и легенды, которые были понятны китайскому зрителю. На сегодняшний день диапазон спектаклей велик, в их числе есть даже постановки по знаменитым романам, известным во всем мире. В 2000-х годах появилось новое течении теневых театров. На смену куклам приходят живые люди-актеры, которые вместо марионеток, используя пластику тела, создают театрализованные действия.
И это течение приобретает все большую популярность, а традиционный народный театр теней постепенно уходит в прошлое и ему грозит неминуемое исчезновение. Во избежание утраты этого вида искусства рассматривается вопрос о внесении «театра теней» в реестр объектов мирового наследия. Сегодня можно приобрести различные фигурки и декорации для создания домашнего театра теней, например, к сказкам колобок, теремок, репка, гуси-лебеди от Российской группы компаний «Полноцвет», или игровой наборы «Театр теней» от издательства Fantastic или производителя «Лесная мастерская».
Домашний театр теней: с чего начать
Представьте себе – вечерние сумерки, плотно задернутая штора и замершие в ожидании чуда зрители. Скоро возле самой обыкновенной лампы начнется волшебное представление, сотканное практически из ничего. Театр теней – завораживающее зрелище, которое нравится детям любого возраста, от годовалых малышей до младших школьников, которые с удовольствием принимают участие в подготовке спектакля и придумывают собственные сказки для теневого представления.
Для того, чтобы посмотреть театральное представление из света и тени, необязательно идти в настоящий театр. Всё это можно устроить дома, используя подручные материалы. Домашний театр теней – увлекательное и полезное занятие для всей семьи. В подготовке и проведении спектакля могут участвовать все, фантазия бьет ключом, сюжет полон неожиданностей, а уровень сложности декораций и фигурок зависит от интереса малышей и времени, которое все готовы этому уделить.
Пальчиковый театр представляет собой тени, которые появляются на экране благодаря различным положениям рук и переплетению пальцев «режиссера». Чаще всего это изображения всем известных животных, но профессионалы могут показать человеческие лица или какие-то неодушевленные предметы. Это здорово тренирует мелкую моторику и координацию.
Кукольный театр – это представление с использованием готовых фигурок и декораций. Персонажи вырезают из картона, закрепляют на палочках и двигают ими согласно действию. За счет того, что из картона можно вырезать практически все, кукольный театр теней представляет необозримое поле для полета детской фантазии.
Что нужно для домашнего театра теней?
1. Источник света — это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.
2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой в стык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран. можно сделать из разложенной обувн коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.
3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.
Полезные советы:
1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.
2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.
3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.
4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.
5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.
6. Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.
5. Начните с небольшого числа персонажей, — двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.
6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – красный и так далее.
7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.
Театр теней. Энциклопедия методов раннего развития
Читайте также
Домашний театр
Домашний театр
Если вы хотите, чтобы у малыша были хорошо развиты память и фантазия, то именно театрализованная деятельность поможет вам вырастить творческого человека. Театрализованная игра активизирует мышление, развивает художественно-образное восприятие,
Тема недели «Театр»
Тема недели «Театр»
Занятие 27. Три медведя(Рисование сангиной)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с сангиной. Учить рисовать мелком сангины, затушевывать линии. Продолжать упражнять в графическом изображении животных, стоящих на задних лапах. Закреплять
Домашний театр
Домашний театр
Ребенок после двух-трех лет обожает ролевые игры, это один из главнейших его способов познания окружающего мира. А что такое театр, как не ролевая игра? Если вы желаете видеть своего малыша умным, веселым, раскованным, творческим человеком — обязательно
Кукольный театр
Кукольный театр
Для кукольного театра, разумеется, потребуются куклы. Можно делать их самостоятельно, изготавливать персонажей для заранее продуманного представления, а можно просто собрать куклы вашего ребенка (особенно хороши для этого мягкие игрушки) и
Настольный театр
Настольный театр
Настольный театр — это макет с декорациями и небольшими фигурками, которые кто-либо передвигает в этом макете. Такой театр рассчитан на совсем небольшую аудиторию. Для сцены необходим ящик, одна сторона которого открывается, в ней размещаются кулисы и
Драматический театр
Драматический театр
Театр с живыми актерами — чрезвычайно интересный, но достаточно трудоемкий жанр. Прежде всего, в таком спектакле должны участвовать несколько актеров (только дети, или только взрослые, или и дети и взрослые вместе). Актеры должны провести хотя бы
Театр теней
Театр теней
В продолжении разговора о развитии речи, хочу представить вашему вниманию одну из разновидностей театра из серии взрослые показывают детям, дети показывают детям – Театр Теней.Это творческая деятельность, рассчитана на детей 5–7 лет. Подготовить материал вы
Кинотеатр, театр, музей
Кинотеатр, театр, музей
1. В культурных центрах люди собираются для общения с искусством, отчего первым правилом становится – не мешать другим наслаждаться творением. Это подразумевает не разговаривать громко, не шуметь, не шелестеть фантиками, не кашлять, не
Театр
Театр
Зимой воскресные вечера в Саммерхилле отданы лицедейству. Спектакли всегда собирают много зрителей. Мне приходилось видеть и по шесть полноценных воскресных представлений подряд, но иногда после волны спектаклей на несколько недель наступает затишье.Наша
Кукольный театр своими руками
Кукольный театр своими руками
Организовать дома кукольное представление совсем несложно, учитывая, что в детских магазинах продается много тематических наборов. Но если вы не ищете легких путей, попробуйте сами сделать из подручных средств все необходимое для
Глава 4. Театр сказок. Домашний театр
Глава 4. Театр сказок. Домашний театр
«День рождения Андерсена». Литературно-музыкальная композиция
Предлагаемый сценарий посвящен празднованию дня рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В него включены викторины и инсценированные отрывки из
Театр
Театр
Игра поможет не только расслабиться и повеселиться, но и, кто знает, возможно, раскрыть чьи-то скрытые таланты.Игроки должны выбрать себе одного известного персонажа, вжиться в образ и продемонстрировать его остальным. Побеждает тот, чей образ будет наиболее
Театр сказок
Театр сказок
Дайте ребенку возможность устроить для вас театральное представление по своим любимым книжкам!Что понадобится:• Любимые книжки с картинками• Полотенце или простыня• Пол• СтулОсваиваемые навыки• Когнитивные / мыслительные
А сейчас — Театр Теней! | |
Последнюю я предназначаю вам: театр теней | |
Я сделал их в третьем классе, чтобы впечатлить других детей в приюте историей моих родителей — тайный театр теней после отбоя. | |
Я дурачюсь со словами либо я собираюсь в театр теней на Эдгара Аллана По, либо на постановку Фантасмагории 19-го века. | |
Это пражский театр теней. | |
Значит, завтра, Театр Теней, фестиваль Ши-Ши, в 19.00 | |
Театр теней в Карнатаке известен как Тогалу Гомбеятта. | |
Карагоз, турецкий театр теней, оказал большое влияние на кукольное искусство в регионе, и считается, что он пришел из Китая через Индию. | |
Другие ученые утверждают, что театр теней пришел в Анатолию в 16 веке из Египта. | |
Сторонники этой точки зрения утверждают, что театр теней нашел свой путь в османские дворцы, когда Явуз Султан Селим завоевал Египет в 1517 году. | |
Другие результаты | |
Современная тенденция заключается в создании картин, которые объединяют живопись, театр, иллюстрацию и графику в единое фотографическое целое. | |
Он часто комментировал свой опыт театра и кино, а также размышлял о национальных тенденциях. | |
На Яве очень популярен вайанг Кулит, сложная форма теневого кукольного театра. | |
Существовали две различные формы теневого кукольного театра: кантонский Южный и Пекинский Северный. | |
Среди наиболее популярных форм кукольного театра в стране выделяются местные стили черного театра, теневой кукольный театр и струнный кукольный театр. | |
Во времена династии Хань теневой кукольный театр впервые появился как признанная форма театра в Китае. | |
Он является бывшим президентом UNIMA Australia, бывшим художественным руководителем австралийской театральной компании марионеток, а также занимается теневым кукольным театром и пишет в этой области. | |
Ваянг, Яванский, Сунданский и балийский театр теневых кукол показывают несколько мифологических легенд, таких как Рамаяна и Махабхарата. | |
Я просто хотела развлечь суда в море театром теней. | |
Росс также написал романизацию театрального фильма Дом темных теней. | |
Искусство театра теней было принесено в Анатолию турецким народом, эмигрировавшим из Средней Азии. | |
Это также было поставлено как театральная пьеса с Найджелом Хоторном в 1989 году и вошло в полнометражный фильм 1993 года царство теней с Энтони Хопкинсом и Деброй Уингер. | |
•Проведен скрининг в Пекине, Китай в партнерстве с китайскими искусства и кинематографии организации электрические тени в Penghao театр. | |
Например, Мамонтов в основном сосредоточился на театральных и архитектурных проектах, а Тенишева-на русских национальных традициях. | |
Джеффри Теннант, из театра? | |
Главной силой Конфедерации на Западном театре военных действий была армия Теннесси. | |
В 2004 году она появилась в роли Вайолет Венейбл в постановке Театра Шеффилд по пьесе Теннесси Уильямса Внезапно прошлым летом, которая перешла в театр Олбери. | |
В 2013 году он поставил спектакль Теннесси Уильямса Стеклянный зверинец в американском репертуарном театре в Кембридже, штат Массачусетс, который перешел на Бродвей. | |
Кит окончил университет Теннесси со степенью бакалавра искусств в области речи и театра. | |
Он служил на Западном театре Гражданской войны в Америке и командовал бригадой в составе XVI корпуса армии Теннесси. |
Театр теней | Всемирная энциклопедия кукольного искусства
Здесь мы различаем традиционные теневые куклы и современные формы. Первые зародились в Азии (в Китае, Индии и Индонезии, распространились на Центральную Азию, Ближний Восток и Северную Африку) и продолжаются до настоящего времени, хотя и их количество уменьшается. Представленная в Европе в 17 веке, форма была обновлена и переосмыслена в 20 веке.
Традиционный театр теней
Когда и где впервые появилось кукольное искусство теней, это вопрос, по которому специалисты расходятся во мнениях, особенно в отношении [Индии] и [Индонезии], где театр теней имеет культурные и религиозные черты.Кожаные куклы, изысканно украшенные, используются в театре теней, который стал известен во всем мире и представлен во многих музеях.
Театр теней в Юго-Восточной Азии
Азиатские театры теней, задокументированные для тысячелетия, разнообразны по географическому, религиозному и культурному происхождению. [ wayang ] kulit purwa of Java (см. [Индонезия]) использует замысловатые перфорированные и раскрашенные непрозрачные фигуры, которые исполняет единственный кукловод, называемый [ dalang ] (яванский язык: dhalang ) в сопровождении оркестр гонгов (гамелан), представляющий истории [ Махабхарата ] и [ Рамаяна ] .Ваянг кулит Банджар из Калимантана и ваянг кулит между на Западной Яве исполняют один и тот же репертуар. Балийский wayang parwa использует более простые, но похожие цифры для рассказов Mahabharata , сопровождаемые четырьмя металлофонами пола . Сасак ваянг соседнего острова Ломбок рассказывает сказки о дяде пророка Мухаммеда, Амире Хамза. Сопоставимые жанры представляют различные истории от Ramayana ( wayang Ramayana , на Бали) до сказок о Панджи, принце Восточной Явы и местных хроник ( wayang gedog , на Яве).
Филиппинские теневые фигуры были отмечены в 19 веке, но вымерли до возрождения в 20 веке (см. [Филиппины]). Ваянг кулит широко использовался в районе восточного побережья в [Малайзия], где можно найти теперь редкий ваянг ява (стиль, основанный на яванском ваянг кулит пурва ) и ваянг сиам из Келантана, который представляет Рамаяна историй . С искусством келантана связано произведение nang talung / nang daloong [Таиланда], которое встречается у говорящих на тайском и лаосском языках.Марионетки полупрозрачные и цветные, возможно, из-за китайского влияния. Современные сказки во многом вытеснили традиционный [репертуар]. В [Камбодже] ayang или nang sbek touch соответствует nang talung . В жанре больших придворных марионеток Таиланда ( nang yai ) и аналоге из Камбоджи ( nang sbek thom ) используются непрозрачные фигуры размером 1 x 1,3 метра, которые танцуют несколько кукловодов, движущихся в стиле придворных масок [танец], чтобы представить в основном Рамаяну репертуар нараспев исполняет рассказчик.
Театр теней в Китае и Индии
Маленькая полупрозрачная цветная кукла yingxi встречается во многих провинциях [Китая], включая Шэньси, Луаньчжоу, Шаньдун, Сычуань, Ханчжоу, Хунань, Чаочжоу, а также на Тайване. Фигуры управляются стержнями, но в отличие от индо-малайских фигурок, у которых основной стержень проходит как позвоночник через середину фигуры и удерживается снизу в руке кукловода, у yingxi есть основной стержень, прикрепленный к шее, и фигуры прижимаются к экрану с помощью этого стержня шеи, удерживаемого перпендикулярно экрану.Это дает марионетке большую акробатическую гибкость при переворачивании, плавно имитируя зрелищные подвиги танцоров китайской оперы, обученных боевым искусствам.
[ karagöz ] исламского мира (см. [Турция]) может быть связан с китайскими тенями через миграцию на запад или из [Индии] через движение отверженных цыганских группировок на север, хотя некоторые утверждают, что это местное изобретение. Индийские театры могут использовать непрозрачные фигуры, такие как [ ravanachhaya ] Ориссы и [ tolpava koothu ] из Кералы, оба из которых рассказывают истории Ramayana .Полупрозрачные куклы встречаются в миниатюрах Махараштры [ chamdyacha bahulya ], Карнатаке [ togalu gombeyata ], Андхра-Прадеш [ tolu bommalata ] и родственном театре Тамилнада, [ tolu ] bommalat. Последние два используют фигуры 0,90 на 1,5 метра и труппу из нескольких человек во главе с рассказчиком, чтобы рассказывать истории из Рамаяны , Махабхараты и Пуран .
Хотя к обобщениям следует относиться с осторожностью, некоторые идеи исходят из некоторых фундаментальных принципов искусства.
Смерть и театр теней
Театр теней [Азии] и в его прагматическом, и в мифическом измерениях связан со смертью.Марионетка сделана из шкуры: козлиная шкура и осла использовались в Китае, водяных буйволов в Юго-Восточной Азии, а также коз и буйволов в Индии. Снятие шкуры, очистка и растягивание шкуры напрямую вовлекают создателя в вопросы смерти и трансформации. У некоторых марионеток были особые требования: рассмотрим фигуру кхмерского аскета Преа Муни Эйси, которая, как предполагается, была сделана из шкуры медведя или пантеры. Медитация может быть предпринята перед созданием конкретных важных фигур, таких как Древо Жизни или главная марионетка бога-клоуна на Яве или Бали (см. [Индонезия]).
Реальность куклы, пришедшей из смерти и преобразованной в красивую фигуру, напоминает нам о культовом процессе смерти и реконфигурации, связанном с духовными видениями. Возьмем, к примеру, китайскую историю о том, что театр теней был создан, чтобы позволить императору Уди (годы правления 140-86 до н.э.) общаться со своей умершей возлюбленной. Или что турецкий театр karagöz был создан, чтобы воскресить двух клоунов, Карагеза и Хаджива, казненных во время работы над мечетью Бурсы.Хотя эти истории нельзя принимать как исторические факты, они демонстрируют закономерность. Театр теней концептуализируется как искусство, выходящее за границы, из которого смерть вызывает наибольшее недоумение. И практичность создания марионеток, и мифы о материализации голосов теневого мира могут помочь объяснить, почему театр теней в различных азиатских странах выполняет экзорцистскую функцию.
В Южном Китае важным эпизодом, с которым мы сталкиваемся, является история Mulian jiumu (Мулиан спасает свою мать [из ада]).На Яве у нас есть Мурвакала (Происхождение Калы), история о демоне Кале (Время), которому верховный бог Сива ([Шива]) разрешил есть людей, но, заказав историю происхождения Калы, люди могут быть изгнаны и освобождены от его проклятия. На Бали мы находим как историю Калы, так и рассказ о Бхиме Суварге , о герое Бхиме, который отправляется в ад, чтобы освободить своих родителей от властелина смерти. Хотя эти истории очень специфичны и не отражают целое, они действительно помогают усилить ауру таинственности, которая омрачает искусство.
Визуализация и миниатюризация
Кукольный театр теней — это искусство, которое превращает мир из трех измерений в два. Точное воспроизведение настоящего мало интересовало создателей этого жанра. Уплощенная плоскость свитка с картинками или фризы храмов иконографически имеют гораздо больше общего с практикой теневого кукольника. Действительно, нам иногда часто говорят, что картина [рассказчик] (часто буддийский священник) является предшественником кукловода — в южном Китае театр теней ассоциируется с странствующими буддийскими священниками, чьи свитки ( pien ) о муках ада напугать людей на хорошее поведение.На стенах индуистско-буддийских храмов Восточной Явы мы видим эпизоды, выложенные панель за панелью, что напоминает нам современное балийское кукольное искусство. На стенах тайских храмов мы видим картины в стиле nang yai , театра теней при дворе. Если мы обойдем Ангкор-Ват, мы найдем эпизоды, в которых танцуют с марионетками (или показывают актеры в масках). В Индонезии ваянг бебер , театр свитков, считается предшественником ваянг кулит , который, по словам практиков искусства, был создан исламскими святыми вали .Театр теней берет сплющенную картинную плоскость стены храма или свиток картинок. Он уменьшает размеры и позволяет фигурам перемещаться, вырезая символы. Посредством кукольного театра повествование религиозных эпических историй может разыграться в деревне верующего. На кукольном экране всегда работает миниатюризация, но сказка по-прежнему сохраняет мистическое впечатление. Марионетки могут внезапно стать больше или мгновенно исчезнуть. Эпические истории собраны в плоские портативные фигурки, которые можно легко носить с собой и относительно легко представить небольшой группой.
Инверсия и «негативное» мышление
Процесс создания и манипулирования требует негативного мышления. При конструировании кукол самым важным является вырезание. То, что зритель видит как белое лицо или выделенный узор одежды, — это недостающая часть фигуры. Точно так же в [манипуляции] ясность и наименьший размер фигуры достигаются, когда фигура находится близко к экрану. Когда манипулятор притягивает фигуру к себе к источнику света, фигура заполняет экран.Хотя техника быстро усваивается, она по-прежнему вызывает воспоминания. То, что кукольник видит как действительность, в некотором смысле является противоположностью того, что переживает зритель. Фигурки могут быстро исчезать или превращения одной марионетки в другую происходят ловко. Это создает стойкую метафору театра теней. Кукольник видит реальность, а зритель переживает майя (иллюзию). Как утверждает поэт Арджуна Виваха , яванского стихотворения 9-го века, основанного на Махабхарате , зрители: «Не осознавайте, что волшебные галлюцинации, которые они видят, не реальны.”
В Азии широко распространены метафоры марионетки как существа и кукольника как бога. Эстетика театра теней позволяет одному человеку или небольшой группе представить через свет и двумерные фигуры огромную игру космических и божественных сил, призвать великих героев-предков и увести нас в смерть. и демоническое. Кукольник / рассказчик, рассказывающий историю, могущественен — «бог» марионеток. Исполнитель шоу теней, благодаря своей способности видеть оборотную сторону жизни, имеет доступ к таинственным и скрытым процессам.Микрокосм, представленный на рисунках, открывает его более сильным силам макрокосма.
Рассказы о других
Истории для традиционного театра теней разнообразны, но это правда, что театр теней — это среда, которая способствует необычному. Таким образом, мы часто находим рассказы, в которых встречаются божественное, демоническое и животное. Теневой экран легко помещает парящих богов или великого героя-обезьяны [Ханумана], когда он перепрыгивает через широкий океан.Он позволяет демонам прыгать с земли или увеличиваться в размерах. Теневой мир материализует мечты и позволяет своим героям улетать в другие миры. Истории, глубоко связанные с теневым жанром, часто являются повествованиями о пересечении границ. Рамаяна , доминирующая в Индии и Юго-Восточной Азии, часто изображает обезьяну Ханумана. В Китае театр может представить любую из отечественных ( wen ) или военных ( wu ) пьес, найденных в региональной опере. Но популярность романа середины XVI века « Xiyou ji или Journey to the West », в котором изображен [Король обезьян] (Сунь Укун), помогающий своему хозяину-монаху получить буддийские тексты из Индии, и рассказы о Змеиные дамы ( Белая Змея ) или даосские бессмертные часто подчеркиваются.Эти повествования существуют и в других китайских жанрах, но царство теней особенно способствует материализации этих повествований.
Религии, культуры и театр теней
Театр теней не повсеместно принят в Азии. Кажется, лучше всего он процветает там, где культура / религия сочетаются со сложностью. Тени движутся, изгибаются и искажаются, когда наш источник света (солнце) движется по небу. Облака превращаются в тела, а сама земля становится огромным экраном, на котором мы можем видеть проекции, исходящие от сил, движущихся за вселенной, которые мы интуитивно понимаем, но никогда не можем полностью знать.Варианты религии, которым наиболее комфортно созерцать тайны, загадки и инверсии как путь к пониманию, находят теневой кукольный театр удобным подходом. Искусство не ограничивается какой-то определенной религией или культурой, но оно могло быть связано с такими историями, как Рамаяна , Махабхарата или Путешествие на Запад . Как техника, эта техника, кажется, подошла суфийским мистикам, сделав это искусство сильным в Индонезии и Малайзии. Его поддерживают даосизм и тантрический буддизм в Китае.Индуизм в Индии тоже подходил. Кукольник, который проигрывает космические истории на простом экране, является одновременно богом и демоном и может спасти предков и живых с помощью своих пороговых сил в качестве мастера теней, который переживает невидимую реальность, омраченную нашим материальным миром.
Современные кукловоды, получившие образование в городских условиях, создают постановки по всей Азии. Их работа может заимствовать западные теневые технологии, использовать традиционные модели или сочетать и то, и другое, чтобы рассказывать новые истории новаторски. Например, группа Шри Раманджанея Тогалу Бомбе Мела из Карнатаки, Индия, во главе с мастером togalu gombeyata , Беллагаллу Виранна, делает постановку о Ганди (Singh 1999), истории движения за независимость в Индонезии показаны в wayang suluh и ответные меры на террористический акт на Бали в 2001 году являются частью книги I Wayan Sidia Wayang Dasanama Kerta (Sedana 2005).В Китае современные компании создают новые работы с галогенными лампами или несколькими экранами, такие как «Журавль » [Таншаньская труппа теневых марионеток] и «Черепаха» или постановка [Хунаньская труппа кукольного и теневого шоу] Танцы с волками. Азиатский театр теней старый, новый и постоянно развивается. Практикующие могут быть исламскими, индуистскими, буддистскими или коммунистическими социалистами. Они варьируются от традиционных мастеров до традиционно подготовленных художников-модернизаторов до современных мастеров цифровых медиа, использующих экспериментальные формы и сотрудничающих с американцами, европейцами, другими азиатами или латиноамериканцами для создания новых и запоминающихся работ.
Современный театр теней
Современный театр теней имеет крупные центры в Европе, Северной Америке, Японии и Австралии, а также новые работы в Корее, Китае, Южной и Юго-Восточной Азии. Он принимает три формы: использование фигур и предметов (обычное дело), голые руки (см. [Тени рук], также называемое Ombromanie , редко) и тени тел исполнителей (см. [Тени тела], набирающие популярность).
В отличие от традиционного или современного театра теней в Азии, западный театр теней не особенно известен.Только в XVII и XVIII веках театр теней появился в [Европе] из Азии, откуда, кажется, он и зародился. Вероятно, он распространился через торговые пути из Азии на Ближний Восток: он был известен в 11 веке в Аравии и развился в [Египте] к 12 веку. Хетти Паэрл предполагает, что китайский театр теней был перенесен в [Турцию] через Персию (см. [Иран]). Впоследствии он стал известен в [Греции], [Румынии], Югославии и южной [Италии]. Итальянские шоумены несли его через Альпы во [Францию], [Германию] и Англию (см. [Великобритания]), начиная с 17 века.Отсутствие признания в Европе до 20 века можно объяснить преобладающей философией. Паназиатское мировоззрение, которое ценит мечты, медитацию, спиритуализм и трансцендентные способы видения, а также разум, было чуждым европейскому рационализму.
Из-за отсутствия материальности и эфемерности, находящейся между мечтой и реальностью, тень могла только нарушить западное мышление, которое нуждалось в материальном физическом носителе. Европейцам гораздо удобнее были трехмерные [марионетки на веревочке] и [куклы в перчатках].За заметным исключением театра [Серафин], французского ведущего шоумена «Ombres Chinoises» (1770) и [Le Chat Noir] (Черная кошка) [кабаре] (1887) во Франции, и в 20 веке , [Schwabinger Schattenspiele] (Театр теней Швабинга) Отто Кремера и [Лотте Рейнигер] в Германии, работы [Яна Малика] в Чехословакии и Франса тер Гаста в [Нидерландах], театр теней не рассматривался как само по себе искусство в Европе. Это был в лучшем случае очень натуралистический театр простых силуэтов, вырезанных из картона и проецируемых на прямоугольный экран, давая представление большой простоты без реальных возможностей для развития.Ситуация изменилась в 1970-1980-х годах. Новые формы театра теней, в том числе революционные, появились одновременно в нескольких странах.
Свет
Выделяются три фигуры: физик Рудольф Штессель из Швейцарии, Люк Аморос из Франции и Фабрицио Монтекки из Италии. Относительно независимо друг от друга эти три художника экспериментировали с техниками использования галогенных ламп, которые были разработаны в Соединенных Штатах в 1958 году.
Достоинством этой лампы для театра теней было то, что она являлась источником света, открывавшим новые возможности этому искусству.В то время как в прошлом из-за рассеянного света кукольному кукольнику приходилось манипулировать фигурами прямо напротив экрана, чтобы получить отчетливую и четкую тень, галогенная лампа позволяла кукольнику отодвигать марионетку от экрана и манипулировать ею. все пространство за экраном без потери четкости тени. В зависимости от расстояния до лампы фигура могла казаться величиной гиганта или маленькой карликом. Во-вторых, доработка переносных галогенных ламп позволила художнику в любой момент изменить фигуру.Эта техника требовала концентрации от исполнителя, но позволяла ему или ей создавать новые тени в ходе шоу, что привело к усилению выразительности. Благодаря галогенной лампе двумерная природа театра теней была заменена: можно было представить третье измерение, и это открытие было важным для придания театру нового динамизма.
Такие новые возможности стимулировали западных художников и побуждали их к дальнейшим экспериментам.Со временем все возможные источники света были тщательно исследованы. Помимо галогенной лампы, художники экспериментировали со всеми видами источников: кинопроекторами, слайдами, верхним освещением, вспышками, стробоскопами и свечами.
Экран
Основной прямоугольный экран, прикрепленный к раме, который использовался в течение сотен лет, уступил место другим геометрическим формам — были исследованы треугольные, трапециевидные, овальные или полукруглые экраны. В модели Schattenrisse («Силуэты») швейцарец Хансуэли Труб использовал экраны в форме паруса, которые можно было перемещать вперед и назад на колесах во время шоу.Театр Meininger Puppentheater (Германия) взял круглую палатку и использовал ее как проекционную поверхность. Некоторые труппы, такие как театр Ану в Германии, решили проецировать тени на поверхность зданий. Экраны можно было перемещать с помощью веревок и шкивов ([Amoros et Augustin] во Франции, [Teatro Gioco Vita] в Италии), позволяя зрителю увидеть событие с разных сторон. Другие эксперименты проводились с размером экрана: в Японии в спектаклях теней ( Kageboushi , что переводится как тень или силуэт) использовались огромные экраны 5 х 10 метров, в то время как другие предпочитали маленькие экраны, например, растянутые на экране. диван, как в случае с немецкой труппой Figurentheater Paradox.
Более того, художники преодолели еще одно препятствие — представление об экране как о постоянном барьере между публикой и исполнителями, предотвращающем контакт. Самым простым решением было сделать так, чтобы манипуляторы играли перед экраном, а не сзади (игра под открытым небом). Экраны можно было перемещать с помощью веревок и шкивов (Аморос и Огюстен во Франции, Театро Джоко Вита в Италии), позволяя зрителю видеть действие спереди. Так, исполнители Teatro Gioco Vita и Theater des Schatten (Театр теней) начали играть перед экраном на виду у публики.[Дорфтеатр Симитц] нашел другое, но тоже убедительное решение: тень игрока была показана, когда он / она манипулировали марионеткой за экраном.
Театр Тен (Россия; сегодня [Московский Театр ТЭНб]) и [Кукольники] (Германия) также отвергли этот физический барьер, чередующийся с каждой стороны, за экраном как тени и спереди как настоящие актеры. Радикально устранив разрыв в конце Силуэты , Хансуэли Труб наткнулся на экран и, к удивлению публики, разорвал его на части.[Ларри Рид] из театра Shadowlight Theater в Калифорнии (США) заставлял исполнителей появляться в виде теней, людей, а затем фигур во все уменьшающихся размерах. Китайский театр в Нью-Йорке использует проекции и людей в тандеме, чтобы рассказывать сказки на китайском языке. Обе эти группы активно сотрудничают с компаниями в Азии, делясь своими методами и создавая новые теневые методы, которые затем переделываются балийскими, тайваньскими, гонконгскими или японскими группами, с которыми они сотрудничают.
Марионетка
Марионетка также была исследована.Были протестированы все возможные материалы: газетная бумага, картон, дерево, металл, текстиль, пергамент, проволока и все виды синтетических материалов. Современная живопись также оказала влияние на создание марионеток: элегантные и часто простые фигуры иногда уступали место более выразительным формам, таким как фигуры Люка Амороса [Жан-Пьера Леско], Тадеуша Вежбике и Герты Шеневольф. I Made Moja, сын известного балийского художника, который живет в Сан-Франциско и создает фигуры для Ларри Рида, исследует китайские техники рисования кистью для пейзажей на гелях.Поскольку театр теней и живопись тесно связаны, понятно, что многие игроки в тени пришли из изобразительного искусства.
Духовные корни театра теней
Дискуссия о духовных корнях театра теней была столь же важна, как и технические инновации. Этот вопрос был особенно важен для Фабрицио Монтекки из Teatro Gioco Vita, который осознал, насколько далеки тени от западного культурного мышления, и указал на тупик, в котором оказаться первым настоящим театром теней в Европе.Он показал, что этот тип шоу удовлетворяет потребность общества в изображениях, чему позже послужило открытие фотографии и [пленки]. Это иллюзорное искусство было предшественником этих жанров, но все еще оставалось без внимания как «антропологическая аномалия в театре». В работе Corpo sottile (Subtle Body, 1988) Фабрицио Монтекки попытался найти более глубокий смысл в основе элементов театра теней — света, экрана, тела, пространства и самой тени («непонятых и подавленных»).Он вернул искусство на его родной язык. Его освобожденные тени — это больше, чем просто иллюстрации: они начинают раскрывать свою историю, реальность и логику. Точность идей Монтекки можно также увидеть в исполнении трупп, таких как Theater 3 (Швейцария), Compagnie Mossoux-Bonté (Бельгия) или Poesie Polar (Германия). Спектакли этих трупп не так уж далеки от повествовательного театра, но одновременно дают новую жизнь теням, возвращая суггестивную силу и выразительность, из которых возникает этот театр.
На перекрестке искусств
Последние тенденции в работе театра теней показывают, что он более открыт для других форм искусства. Это развитие очень заметно на Международном фестивале театра теней в Швебиш-Гмюнд, который проводится каждые три года с момента его основания в 1988 году, где обмен между [кино], [оперой], драмой, пантомимой, [музыкой], [изобразительным искусством] , [танец] и театр теней полностью выражены (см. [Internationales Schattentheater Zentrum (ISZ)]).Последний также с пользой использовал свои связи с другими формами кукольного театра. Таким образом, мы можем видеть, что многие художники театра теней в Европе за последние четыре десятилетия внесли свой вклад в обновление своего искусства.
Уникальная парящая форма, отличающаяся художественным богатством и динамизмом, театр теней исследует области, не тронутые или забытые другими типами театра. Его сила, несомненно, заключается в представлении мифов, сказок, баллад и других фантастических историй о чудесах.Шоу может быть теплым и в то же время острым. Австралиец [Ричард Брэдшоу] гарантирует, что юмор никогда не забудется. Многие кукловоды по всему миру осознали артистические возможности, скрытые в искусстве теней, и обогатили репертуар. Привлекая все более широкую аудиторию на Западе, а также в Азии и в исламском мире, тени, наконец, выходят из тьмы, чтобы найти свет.
Библиография
- Actualité de la scénographie .Специальный номер. La техника au service du théâtre. Le théâtre d’ombres, le théâtre de marionnettes [Технология на службе театра. Театр теней, Театр кукол. Париж, 1979.
- Бордат, Дени и Фрэнсис Букро. Les Théâtres d’ombres. История и техника [Театр теней. История и техника. Париж: L’Arche, 1956. [S]
- Брэндон, Джеймс. На золотых престолах. Три яванских пьесы о тенях . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1970.[S]
- Хазнадар, Франсуаза и Шериф. Le Théâtre d’ombres [Театр теней]. Ренн: Дом культуры Ренна, 1975. [S]
- Майр, Виктор Х. Живопись и перформанс. Чтение китайских картинок и его индийское Бытие . Гонолулу: Univ. of Hawaii Press, 1988. [S]
- Паэрл, Хетти, Джек Ботерманс и Питер Ван Делфт. Омбры и силуэты [Тени и силуэты]. Париж: Éditions du Chêne / Hachette, 1979.[S]
- Печ Тум, Кавель. Сбек Том . Итака (Нью-Йорк): Корнельская программа для Юго-Восточной Азии и ЮНЕСКО, 1995. [S]
- Ремиз, Жак и Паскаль и Режис Ван де Валль. Du théâtre d’ombres à la lanterne magique [Театр теней в Волшебном фонаре]. Париж: Balland, 1979. [S]
- Sedana, I Nyoman. «Театр во времена терроризма: восстановление естественной гармонии после бомбардировки Бали через Ваянг Контемпорер». Журнал азиатского театра . Vol. 22, No. 1, янв.2005.
- Сингх, Салил. «Если бы Ганди мог летать. . . Дилеммы и направления теневого кукольного театра Индии ». Обзор драмы . Vol. 43, № 3, 1999.
- Сунария, Абах. «Происхождение Калы». Пер. Кэти Фоли. Журнал азиатского театра . Январь 2001.
- Театр теней и марионеток в мире [Театр теней и марионеток мира]. Каталог выставки. Grenoble: Conseil général de l’Isère, 1994.
- Театр теней, традиции и современность [Театр теней, традиционный и современный].Шарлевиль-Мезьер / Париж: Международный институт марионеток / L’Harmattan, 1986.
- Тилакасири, Джаядева. Азиатская игра теней . Ратмалана, Шри-Ланка: Вишва Леха, 1999. [S]
.
.
.
Театр теней в Орегоне: что такое кукольный театр теней?
Что такое кукольный театр теней?
Теневая кукла считается старейшей формой кукольного искусства в мире. Это началось 1000 лет назад
назад в Китае и Индии.В Китае пьесы теней часто представляют собой народные сказки и легенды прошлого, многие из которых основаны на китайской опере.
темы. В Индонезии теневые спектакли являются неотъемлемой частью традиционной культуры. Пьесы взяты
из двух религиозных эпосов, где часто идет борьба
между добром и злом. Турция и Греция также имеют историю теневого кукольного искусства, где
пьесы основаны на повседневной жизни и содержат много физической комедии.
В Западной Европе теневое кукольное искусство пользовалось популярностью в 1800-х годах, когда искусство вырезания
силуэты из бумаги были в моде.В 1926 году немецкий теневой кукольник Лотте Райнигер создала
первый полнометражный анимационный фильм Приключения принца Ахмета. Она вырезана вручную красивой непрозрачной
фигурки силуэтов, которые перемещались на анимационном столе.
Традиционные куклы-тени плоские и сделаны из кожи. Вырезаны области внутри марионетки
острыми ножами. Эти области указывают на черты лица и помогают определить одежду.Марионетки
сделаны из отдельных частей и соединены проволокой или веревкой. Управляются длинными стержнями.
и двигался за белым полупрозрачным экраном из бумаги или ткани. Лампа на стороне кукольника
сцены дает свет: зрители с другой стороны видят движущиеся тени. Отрезать
области на рисунках пропускают свет.
Современные теневые куклы могут быть созданы из различных материалов, включая бумагу,
пластик, дерево, цветные театральные светофильтры, ткань, перья, сушеные растения или другие предметы интерьера.
предметы, начиная от шелковых шарфов и заканчивая кухонной утварью.Теневые марионетки были сделаны с
трехмерные проволочные головки и тканевые тела.
Современные теневые кукловоды могут использовать множество специализированных световых эффектов, в том числе
различные театральные осветительные приборы, диапроекторы, отраженный свет, проецируемые пленки,
фары и ручные фонари.
Что такое теневые марионетки? | Вондрополис
Вы когда-нибудь использовали свою руку, свет и стену, чтобы создать теневую фигуру? Может, это была собака, а может, кролик? Если да, то у вас уже есть опыт работы с теневыми марионетками!
Кукольный театр теней, также называемый игрой теней, зародился тысячи лет назад в Китае и Индии.Эта уникальная форма повествования — старейший вид кукольного искусства в мире.
Теневые марионетки — это фигурки, которые помещаются между источником света и экраном. Их перемещение создает иллюзию движущихся изображений на экране. Опытный кукловод может заставить фигуры ходить, разговаривать, драться и танцевать.
Кукольный театр теней — популярный вид развлечения во всем мире. Китай, Индия, Индонезия и Турция сыграли особенно важную роль в развитии этого вида искусства с течением времени.
Типы историй, рассказываемых с помощью теневых кукол, варьируются от страны к стране. Например, в Китае пьесы о тенях обычно основаны на китайских легендах и народных сказках. В пьесах теней часто отражаются важные темы из китайских опер.
В Индонезии теневые пьесы, как правило, основаны на религиозных историях о добре и зле. Эти пьесы помогают укрепить традиционные ценности местной культуры. С другой стороны, турецкие игры с тенями более беззаботны. Они часто используют юмор, чтобы рассказывать истории, основанные на событиях повседневной жизни.
Первые теневые куклы, вероятно, были сделаны из шкур животных. Поскольку они были сильными и гибкими, они позволяли кукольнику легко перемещать марионетку для создания желаемых эффектов на экране. Кожа по-прежнему остается популярным материалом для изготовления теневых марионеток.
Марионетки теней могут быть сделаны из самых разных материалов. Сегодня вы можете увидеть теневых кукол, сделанных из бумаги, пластика, дерева или ткани. На самом деле нет конца тому, насколько креативными кукловодами могут быть куклы.
Теневые марионетки обычно состоят из отдельных частей, которые затем соединяются с помощью веревок или проволок. Веревки или проволока обычно прикрепляются к длинным стержням, которые кукловод будет использовать для управления движением марионетки.
Хотя теневые марионетки могут быть очень креативными и сложными, они также могут быть очень простыми. Студенты могут изготовить базовые теневые куклы. С небольшим опытом или без него класс может поставить простую игру с тенью с небольшими затратами и всего за немного времени.
Китайский кукольный театр теней — нематериальное наследие — сектор культуры
Китай
Ваш браузер не поддерживается этим приложением. Пожалуйста, используйте последние версии браузеров, такие как Google Chrome, Firefox, Edge или Safari, для доступа к интерфейсам «Dive».
Вписан в 2011 г. (6.COM) в Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества
© Китайское общество кукольного искусства и теневого искусства, 2009 г.
Китайский теневой кукольный театр — это форма театра, в которой разыгрываются красочные силуэты фигур из кожи или бумаги в сопровождении музыки и пения. Фигурки, которыми кукловоды манипулируют стержнями, создают иллюзию движущихся изображений на светящемся сзади полупрозрачном тканевом экране.Многие пожилые художники театра теней могут исполнить десятки традиционных пьес, которые передаются в устной или письменной форме. Они владеют особыми техниками, такими как импровизационное пение, фальцет, одновременное манипулирование несколькими куклами и умение играть на различных музыкальных инструментах. Многие кукловоды также вырезают кукол, которые могут иметь от двенадцати до двадцати четырех подвижных суставов. Театры теней исполняются большими труппами от семи до девяти исполнителей и небольшими труппами от двух до пяти, в основном для развлекательных или религиозных ритуалов, свадеб, похорон и других особых случаев.Некоторые кукловоды профессиональны, а другие — любители, выступающие в сезон слабых фермерских хозяйств. Соответствующие навыки передаются в семьях, в труппах и от учителя к ученику. Китайский теневой кукольный театр также передает такую информацию, как история культуры, социальные верования, устные традиции и местные обычаи. Он распространяет знания, продвигает культурные ценности и развлекает сообщество, особенно молодежь.
Программные предложения — Firelight Shadow Theater
Семинары, резиденции и специальные мероприятия
$ 350 и выше
Имея более 20 лет совместного использования театра теней в классах по всей стране, креативный директор Firelight Даниэль Бараш теперь предлагает как виртуальные, так и личные семинары, резиденции и специальные мероприятия, которые идеально подходят для семей, школ, библиотек, центров обучения, скаутов и даже специальные мероприятия.
Делайте теневых кукол, изучайте техники исполнения, репетируйте за теневым экраном, приглушайте свет и делитесь своими выступлениями!
Семинар — это одно занятие, в то время как резидентура разворачивается по расписанию, состоящему из нескольких сеансов.
Многосессионные ординатуры позволяют студентам глубже погрузиться в мир теневого кукольного искусства и учебного содержания. Основываясь на подходе интеграции искусств к преподаванию и обучению, участники сначала практикуют методы театра теней, которые затем используют для создания спектаклей, демонстрирующих их понимание конкретного содержания учебной программы.
Часть 1: Дэниел познакомит класс с историей и искусством кукольного театра теней, включая основные приемы театра теней.
Часть 2: Даниэль поможет ученикам создать теневых марионеток, которые можно использовать для изучения заранее определенной учебной области, которую ученики изучают в классе.
Часть 3: Дэниел познакомит студентов с процессом репетиции, чтобы они могли «оживить» эту учебную область за теневым экраном.
Часть 4: Дэниел будет проводить репетиции в малых группах, помогая студентам практиковать свои представления кукольного театра.
Часть 5: Даниэль будет способствовать в классе демонстрации студенческих выступлений, а затем провести мозговой штурм со студентами в других областях учебной программы, которые можно было бы изучить с помощью теневого кукольного театра.
Поскольку теневое кукольное искусство — это очень доступная форма искусства, которая привлекает как учителей, так и учеников, весьма вероятно, что этот «вкус теневого кукольного театра» приведет к еще большему количеству исследований спустя долгое время после завершения формальных мини-резиденций.
Театр теней и кукол | Азиатский традиционный театр и танец
- Отважный воин, китайский театр теней. Юкка О. Миеттинен
На протяжении столетий в Китае процветали несколько форм театра теней и кукол. История театра теней в Китае действительно может быть очень долгой. Легенда с 1 по век до н.э. повествует об императоре, потерявшем свою возлюбленную, и о том, как шаман возвращает ее к императору в виде тени.С другой стороны, вполне возможно, что театр теней в Китае зародился во времена династии Тан (618–907 гг.), Когда буддийские монахи и миссионеры визуализировали свои дидактические повествования с помощью теневых марионеток. Текстовые свидетельства о театре теней доступны во времена династии Сун (960–1279). Известно, что за это время теневые кукловоды создали свою гильдию.
Многие региональные варианты театра теней развивались на протяжении веков. Например, стиль пекинского театра теней развился в два основных стиля.В западном, ныне полностью исчезнувшем, стиле использовались большие архаичные марионетки, в то время как восточная школа вобрала в себя элементы живой оперы, особенно южной оперы Кун . В костюмах и жестах изящные теневые куклы восточной школы имитируют актеров кунку настоящих.
Китайские теневые куклы различаются по размеру от 20 см до одного метра. Они вырезаны из кожи, обработанной и окрашенной, чтобы они стали прозрачными. Их ноги, талии, плечи и локти можно сгибать, а руки состоят из двух частей.Таким образом, марионетки могут имитировать движения человека, когда ими управляют стержнями за бумажной или кисейной сеткой. Их отражения на экране красочные, а их более тонкие детали высечены на коже как своего рода филигранный орнамент.
Выполнение лиц марионетки (которые обычно показаны в профиль) обычно очень деликатно. Они следуют традициям оперного грима. Таким образом, лица красивых женщин и красивых ученых обычно подрезаются так, что от кожи остается только узкий контур лица, отражающий форму их лиц на экране.Лица персонажей с раскрашенными лицами и клоунов сделаны так, чтобы их отражения тщательно имитировали красочный макияж лиц оперных актеров. Головы кукол обычно подвижны, так что костюмы персонажей могут быть изменены в соответствии с потребностями пьесы.
- Мифические птицы, китайские теневые куклы. Юкка О. Миеттинен
- Китайский театр теней отражает в своих персонажах и сценическом реквизите условности живой оперы.Юкка О. Миеттинен
Куклы также включают в себя множество фантастических фигурок и животных. Как на оперной сцене, так и в театре теней есть реквизит, также вырезанный из кожи, такой как стулья, столы, кусты, ручки, зеркала, трубы и т. Д. Специальные эффекты создавались кусками цветного стекла или зеркал. С помощью куска красного стекла можно спроецировать брызги крови храброго воина, а холодную луну с ее лучами можно спроецировать на экран через металлический цилиндр.
Opera в миниатюрном размере
Марионетки двигаются под аккомпанемент музыки точно так же, как и оперные актеры. Кукольник, который часто также поет и ведет диалоги, сидит со своими помощниками за ширмой. Инструменты оркестра различаются в зависимости от региональных традиций. Театр теней часто ставился на храмовых ярмарках и на рынках. Это было также развлечением для женщин из высшего сословия, которым часто не разрешалось свободно передвигаться или даже посещать оперные представления.Небольшие размеры сцены театра теней подходили и для установки в частных помещениях. Сюжеты теневых спектаклей более или менее похожи на оперные сюжеты. Часто они основаны на известных эпических историях о великих воинах, знаменитых войнах, детективных историях, романтической любви и т. Д. Режиссер театра теней обычно был знаком с историей, литературой и театром, так что он мог создавать пьесы для использование собственной группы.
Во время китайской мании или так называемого шинуазри эпохи рококо китайский театр теней также стал известен в Европе.В Китае во время культурной революции театр теней также использовался для демонстрации революционных пьес. В конце 20-го, -х годов века телевидение и кино снизили популярность театра теней, и настоящие традиционные представления стали редкостью. Многие группы обратились к модернизированным фигурам теней, вдохновленным популярными детскими комиксами или анимацией.
В Китае было и существует несколько традиций трехмерного кукольного театра. По методам манипуляции их можно разделить на три основные группы.
- Марионетки, которыми управляют сверху струнами
- Стержневые куклы, управляемые с помощью деревянных стержней
- Перчатка или пальчиковая кукла, управляемая рукой и пальцами
- Род кукольного театра из провинции Сычуань, Китай. Юкка О. Миеттинен
Подобно теневым марионеткам, трехмерные куклы также имитируют живых оперных актеров по своим типам, костюмам и чертам лица, хотя их размер и стиль варьируются в зависимости от региона.В анналах китайской истории часто упоминаются куклы, которые развлекали на религиозных фестивалях или погребальных церемониях. Известно, что среди них были сложные механические куклы, которые умели играть на музыкальных инструментах или плавать в воде. В целом репертуар кукольного театра аналогичен репертуару традиционной оперы. Самыми сложными были марионетки, которыми иногда управляли с помощью целых 30 струн. Самые большие из кукол — это куклы-стержни размером с человека, которыми управляют несколько кукловодов.
Подобно театру теней, театр кукол изначально ставился в связи с различными праздниками. Когда эти празднества были запрещены во время Народной Республики, изначальный контекст этого вида искусства исчез. С тех пор кукольный театр был сильно модернизирован, хотя оригинальные спектакли все еще можно увидеть за пределами Народной Республики, например, на Тайване и в Юго-Восточной Азии.
Греческий театр теней: взгляд в прошлое | Эльвиры Критари | AthensLive
Карагиозис, Карагиос, Карагёз
Его имя также известно на Балканах и в восточном Средиземноморье.Это присутствие было подтверждено более широко в этом районе с 17 века. В XVIII веке капитан австрийской армии Франц Йозеф Зульцер имел возможность понаблюдать за представлением театра теней и написать о нем: «Как может такой грубый театр теней, увиденный однажды, увидеть на секунду? время, любым мыслящим человеком? Об этом может спросить только тот, кто не испытывал скуки влачно-греческих общин ».
Карагиозис, самый известный персонаж традиционного театра теней.Фото: Герасимос Доменикос
В первый период существования театра теней на Балканах он был развлечением для высших слоев общества, но вскоре он проник в кафе и убежища всех жителей малых и больших городов.
В Греции есть несколько свидетельств, относящихся к 1836 году. Однако их недостаточно, чтобы дать удовлетворительную картину театра теней того времени. В источнике 1852 года говорится: «Восточный театр был построен в районе Плака, и, потратив всего десять центов, пять на вход и еще пять на кальян, можно веселиться целых три часа, все это время безудержно смеясь. (…) »
Напротив, газета« Афина »в 1854 году придерживалась иного мнения:« Нам очень жаль, что Управление полиции разрешает выступление так называемого Карагиозиса, тогда как раньше оно категорически запрещало это.Кажется, что вождь игнорирует постыдные действия марионеток в этих грязных азиатских театрах и то, как коррупция распространяется по всему нашему обществу, поскольку многие дети и ученики посещают их каждый божий вечер ».