1 га земли на дальнем востоке как получить: Дальневосточный гектар 2021: все, что нужно знать

Содержание

Земельный участок на Дальнем Востоке “Дальневосточный гектар” смогут получить все граждане Российской Федерации

С 1 февраля 2017 года – все граждане России смогут подать заявку на «Дальневосточный гектар».

Закон о «Дальневосточном гектаре», который вступил в силу 1 июня 2016 года, подразумевает возможность бесплатного получения гражданами Российской Федерации участка площадью 1 га на территории Дальнего Востока.

Заявления на получение “Дальневосточного гектара” будут принимать в офисах МФЦ субъектов Российской Федерации. Санкт-Петербургскими Филиалом Кадастровой палаты, Управлением Росреестра и МФЦ 20 января 2017 года подписано соглашение, согласно которому с 1 февраля текущего года в МФЦ будут оборудованы специальные рабочие места с доступом в ФИС (федеральная информационная система) для самостоятельной подачи заявителями документов. Специалисты МФЦ окажут консультативную помощь и помогут оформить соискателю заявление, даже при отсутствии регистрации на сайте Госуслуг и в других государственных системах.

На первом этапе реализации закона только дальневосточники имели право на бесплатный «Дальневосточный гектар» в пилотном муниципальном образовании своего субъекта.

Реализация второго этапа началась 1 октября 2016 года, когда жители края получили возможность выбирать земельные участки на всей территории субъекта. По сведениям территориального Управления Росреестра Хабаровского края государственную регистрацию прошли около 1200 земельных участков.

С 1 февраля 2017 года стартует третий этап реализации федерального закона о “Дальневосточном гектаре”, когда получить землю на Дальнем Востоке смогут все граждане Российской Федерации, независимо от места жительства.

Информацию можно получить на веб-сайте надальнийвосток.рф, на официальных сайтах Росреестра www.rosreestr.ru, Министерства развития Дальнего Востока www.minvostokrazvitia.ru, Агенства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке www.hcfe.ru.

Программу «Дальневосточный гектар» расширили — новости Право.

ру

Программу бесплатной выдачи земельных участков «Дальневосточный гектар» решили распространить ещё на два района Забайкальского края, говорится в сообщении правительства субъекта РФ. Речь идёт об Ононском и Приаргунском районах. Ранее они были в «серых зонах», на которые не распространялась программа.

В этом сюжете

Власти региона вместе с региональным пограничным управлением ФСБ сейчас занимаются статусом ряда пограничных территорий. Ранее они принадлежали к «зонам «нельзя» – либо рекреационным территориям, либо территориям традиционного землепользования. Теперь из этих участков хотят сделать «зону использования с особыми условиями». Это даст возможность предоставлять землю в ограниченное пользование.

Ограниченное пользование подразумевает, что все земельные участки придётся согласовывать с пограничным управлением, поясняет руководитель Департамента госимущества и земельных отношений Забайкальского края Сергей Быстров.

Сейчас площадь «зон «нельзя» – почти 1,8 млн га. При этом к началу запуска «Дальневосточного гектара» в Забайкалье – к июню прошлого года – эта цифра составляла 11 млн. Тогда программа распространялась всего на 19,7 млн га – 46% территории региона.

Программу «Дальневосточный гектар» российские власти запустили в 2016 году. Она позволяет гражданам получить 1 га земельного надела в нескольких регионах Дальнего Востока. Предусмотрена также возможность подавать коллективные заявки. Тогда можно получить больше 1 га земли.

При этом законодательство позволяет получать такие участки только за пределами городов. Они должны располагаться на расстоянии как минимум 10 км от населённых пунктов с населением свыше 50 000 жителей и в 20 км от городов с населением более 300 000 человек. 

После принятия закона о «Дальневосточном гектаре» постоянно расширялась территория, на которую распространялось действие этого акта. Так, изначально в программе участвовали Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, а также Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Чукотский автономный округ и Якутия. В каждом из этих российских субъектов выделили по одному району. Но уже в 2017 году чиновники жаловались, что «зоны «нельзя» на Дальнем Востоке достигают от 75 до 88%. 

В итоге было решено начать выдавать земли в охотничьих угодьях. С 2019 года в программу включили Бурятию и Забайкальский край. С 1 февраля этого года участки там могли получать те, кто зарегистрирован на территории Дальневосточного федерального округа, а с августа – все граждане РФ. В ноябре Госдума разрешила гражданам использовать эти участки в качестве залога по ипотеке.

В самом же Забайкалье на октябрь этого года 60% участников программы используют её под строительство жилья. 15% участников намерены заниматься там сельским хозяйством, а только 10% – предпринимательством.

Всю информацию о вакантных участках сейчас можно найти в информационной системе «НаДальнийВосток.РФ».

Центр «Мои Документы» Забайкальского края | Чита | Лента новостей | Новости МФЦ



Программа «Дальневосточный гектар» – это право каждого гражданина России бесплатно получить земельный участок на Дальнем Востоке. Оформление участка по программе «Дальневосточный гектар» проводится бесплатно через интернет с помощью Федеральной информационной системы «НаДальнийВосток.РФ». Все граждане России смогут подать заявку на «Дальневосточный гектар» и гектар будет предоставляться всем гражданам РФ, независимо от их места жительства.


В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление земельных участков будет проходить в три этапа:


  • с 1 августа 2019 года – право подать заявление на земельный участок на территории Забайкальского края получат жители, имеющие регистрацию по месту жительства на территории края;
  • с 1 февраля 2020 года – право подать заявление на земельный участок в Забайкальском крае будет предоставлено жителям всех регионов Дальнего Востока;
  • с 1 августа 2020 года – «дальневосточные гектары» республики станут доступны всем россиянам, а также участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Получить «Дальневосточный гектар» бесплатно можно в 7 шагов:


1-ый шаг: Регистрация на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru)


2-ой шаг: Вход в личный кабинет на ресурсе https://надальнийвосток.рф


3-ий шаг: Выбор границ будущего земельного участка на публичной кадастровой карте и его подтверждение (Не предоставляются земли, ограниченные в хозяйственном обороте в соответствии с действующим законодательством – особо охраняемые природные территории, земли обороны и безопасности, земли для государственных нужд и другие. Они выделены на карте серым цветом).


4- ый шаг: Проверка сгенерированного электронного заявления, подтверждение отправки в уполномоченное ведомство и ожидание ответа.


Землю можно получить для любых целей, не запрещенных законами РФ, например, для строительства дома, ведения сельского хозяйства, предпринимательства.     Если при подаче заявления о предоставлении земельного участка способ использования не указан, необходимо определиться с видом деятельности в течение года и уведомить об этом уполномоченный орган. После выбора интересующего участка необходимо заполнить заявление и приложить скан документа, удостоверяющего личность (скан лицевой стороны и действующей прописки). В случае, если заявление подается представителем заявителя, – скан документа, подтверждающего его полномочия.


После получения заявки государственный орган поставит надел на учет, выпустит распоряжение о его передаче в безвозмездное пользование и пришлет договор в личный кабинет заявителя на сайте. За 7 дней землю проверят на наличие прав третьих лиц. Если таковые есть, то заявителя попросят изменить границы участка. Постановка на кадастровый учет займет до 5 дней;


5-ый шаг: Подписание договора безвозмездного пользования земельным участком — не дольше 10 дней. Все оформление ограничено 30 днями. Проект договора безвозмездного пользования земельным участком, выданный или направленный гражданину, должен быть им подписан и направлен в уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней со дня получения гражданином этого проекта договора.


Подписанный проект договора безвозмездного пользования земельным участком подается либо направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы.


6-ой  шаг: Декларирование освоения земельного участка. После истечения трех лет со дня заключения договора необходимо не позднее чем в трехмесячный срок предоставить в уполномоченный орган декларацию об использовании земельного участка.


7-ой шаг: Оформление прав собственности на земельный участок.


Если гражданин в течение пяти лет освоил полученный гектар, он получает право подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду на срок до 49 лет.


Таким образом полученный участок может использоваться для любой деятельности: ведение сельского хозяйства; создание бизнеса; ведение лесного хозяйства; ведение охотничьего хозяйства, и любые другие цели, не запрещенные законодательством РФ. Землю нельзя дарить, продавать иностранным гражданам, зарубежным юридическим лицам и людям без гражданства. В течение года после получения земли необходимо направить уведомление о выбранной им цели использования участка. А три года спустя необходима декларация об эксплуатации земельного участка. К завершению пятилетнего срока пользования гражданин может бесплатно получить землю в собственность или длительную аренду.


Подробную информацию об услуге можно также узнать по номеру Центра телефонного обслуживания 21-10-10. 





Была ли Вам полезна информация?




Спасибо, очень полезна



Спасибо, но не актуальна

Дальневосточный гектар» можно оформить в центрах « Мои Документы»

Уважаемые клиенты!

С февраля 2017 года сотрудники центров «Мои Документы» г. Сыктывкара оказывают консультационную помощь жителям региона, решившим получить в безвозмездное пользование земельный участок, и помогают им оформлять заявки с помощью федеральной информационной системы «На Дальний Восток.рф», которая размещена на сайте https://надальнийвосток.рф

Оформить документы можно через федеральную информационную систему «На Дальний Восток.рф» в любом удобном центре, воспользовавшись компьютером общего доступа в центре «Мои Документы». Специалисты, которые есть в каждом центре, готовы проконсультировать посетителей по вопросам получения услуги в электронном виде.

Гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, площадь которого не превышает 1 га. Граждане имеют возможность подать коллективное заявление, а также включить в него несовершеннолетних детей. В этом случае с заявлением могут обратиться не более 10 граждан, а площадь исходного земельного участка будет рассчитываться исходя из формулы не более 1 га на каждого участника группы.

Полученный участок можно использовать для любой деятельности: 

— ведение сельского хозяйства;
— создание бизнеса;
— ведение лесного хозяйства;
— ведение охотничьего хозяйства;
— и на любые другие цели, не запрещенные законодательством РФ.

Земельный участок предоставляется гражданину сроком на 5 лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком. По истечении указанного срока по желанию гражданина земельный участок может быть предоставлен в долгосрочную аренду, в собственность бесплатно либо в собственность за плату. Землю можно получить для любых целей, не запрещенных законами Российской Федерации.

Чтобы получить участок земли на Дальнем Востоке нужно: 

— Зарегистрироваться на портале Госуслуг;
— Быть гражданином Российской Федерации;
— Выбрать участок на сайте https://надальнийвосток.рф;
— Подать заявление; 
— Заключить договор безвозмездного пользования; 
— В течение года со дня заключения договора принять решение как будете использовать землю; 
— Через 3 года, в течение 3 месяцев декларировать освоение земельного участка;
— Оформить право собственности или право аренды на земельный участок.  

Прием документов на получение земельного участка в безвозмездное пользование осуществляется в центрах «Мои Документы» по г. Сыктывкар. Адреса центров: ул. Горького 2/1, ул. Орджоникидзе д.50. Режим работы центров «Мои Документы» МО ГО «Сыктывкар» можно узнать на официальном сайте центра «Мои Документы» МО ГО «Сыктывкар»: http://syktyvkar.mydocuments11.ru/pages/kontakty-4.

Получить необходимую информацию и консультацию о предоставлении услуги, можно по бесплатному телефону 8-800-200-8212 Центра телефонного обслуживания по Республике Коми, а так же по бесплатному телефону: 8 800 2003251, VIBER: +7 9778234727, Telegram: https//telegram.me/hcfe_bot, сайт: https://надальнийвосток.рф

С уважением, команда центра «Мои Документы».

Как получить гектар земли на Дальнем Востоке

https://ria.ru/20170201/1486932204.html

Как получить гектар земли на Дальнем Востоке

Как получить гектар земли на Дальнем Востоке — РИА Новости, 01.02.2017

Как получить гектар земли на Дальнем Востоке

С 1 февраля 2017 года любой гражданин России может подать заявку на безвозмездное получение участка земли на территории Дальневосточного федерального округа. Как получить «дальневосточный гектар» — в инфографике Ria.ru.

2017-02-01T12:24

2017-02-01T12:24

2017-02-01T12:38

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/sharing/article/1486932204.jpg?14867988141485941927

дальневосточный фо

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

дальневосточный фо

12:24 01.02.2017 (обновлено: 12:38 01.02.2017)

С 1 февраля 2017 года любой гражданин России может подать заявку на безвозмездное получение участка земли на территории Дальневосточного федерального округа. Как получить «дальневосточный гектар» — в инфографике Ria.ru.

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края

Программа «Дальневосточный гектар» – это право каждого гражданина России бесплатно получить земельный участок на Дальнем Востоке.

Оформление участка по программе «Дальневосточный гектар» проводится бесплатно, через интернет с помощью Федеральной информационной системы «НаДальнийВосток. РФ».

Сегодня жители Бурятии / Забайкалья могут оформить участок на территории девяти субъектов Дальневосточного федерального округа:

·Амурская область

·Еврейская автономная область

·Камчатский край

·Магаданская область

·Приморский край

·Республика Саха (Якутия)

·Сахалинская область

·Хабаровский край

·Чукотский автономный округ

С 1 июля 2019 года жители Забайкалья смогут воспользоваться приоритетным правом и оформить земельный участок на территории своего региона. С 1 февраля 2020 года право выбрать землю в этих регионах появится у всех дальневосточников, а с 1 августа 2020 года – «дальневосточные гектары» Республики Бурятия и Забайкальского края станут доступны всем россиянам.

[открыть в отдельном окне]

Можно самостоятельно выбрать землю и вид ее использования.

Закон о «дальневосточном гектаре» предполагаетсвободу выбора земельных участков и видов использования земли: к примеру, можно взять участок в черте населенного пункта или на сельхозугодьях, близ оживленной трассы или в уединенном месте.

Гражданин сам выбирает площадь, форму и вид использования участка.

К примеру, это могут быть 10 соток для обустройства садового участка или строительства дома, ведения подсобного хозяйства, а можно и 10 гектаров, подав коллективное заявление, для фермерского или рекреационного проекта.

Быстрое получение земли.

Земельные участки предоставляются гражданам в беспрецедентно быстрый срок – в среднем за 52 календарных дня.

5 лет без земельного налога!

По условиям программы земельный участок предоставляется заявителю в безвозмездное пользование на 5 лет. В течение первого года необходимо определиться с видом использования участка, через три года — задекларировать освоение. После 4,5 лет безвозмездного пользования участком, в течение полугода, землю можно оформить в собственность или длительную аренду.

Для удобства граждан Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке сформировало портфель типовых решений, бизнес-планов, которые содержат структуру и порядок экономических расчетов. Достаточно лишь выбрать интересующее направление и адаптировать проект под конкретные природно-климатические условия, учесть особенности ведения бизнеса в том или ином регионе. Здесь жеразмещены «истории успеха» дальневосточников, реализовавших или реализующих свои проекты на «гектаре».

Пообщаться с получателями «дальневосточных гектаров» можно на страницах социальных сетей:

Vkontakte: vk.com/1hectare

Facebook: fb.com/1hectare

Instagram: Instagram.com/1hectare

Odnoklassniki: ok.ru/ihectare

Вопросы по программе «Дальневосточный гектар» можно направить напрямую на линию обратной связи по телефону 8-800-200-32-51, с помощьюформы на сайте НаДальнийВосток.РФ или Viber +7 977 8234727.

Для справки:

·Нормативные правовые акты и база знаний

·Узнать больше и подать заявление на «дальневосточный гектар» (ФИС «НаДальнийВосток.РФ»)

·Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края

·Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

·Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке

Истории успеха:

Животноводческая ферма Бориса Рудакова

Сбор дикоросов и пасека Сергея Суровцева

Конно-туристический клуб Дарьи Поздняковой

Пекарня Анны Татаевой

Выращивание овощей в теплицах Ильи Семихатки

Туристический проект Юлии Яниной

Развитие парапланеризма. Проект Алексея Вязьмина

Возрождение колхоза. Проект Юрия Ковальчука

Владельцы дальневосточных гектаров смогут получить еще по участку

20:13 15 октября 2020

Дальневосточный гектар, Недвижимость

Получатели земельных участков по программе «Дальневосточный гектар», успешно освоившие первый земельный участок, смогут подать заявку и получить еще один земельный участок на Дальнем Востоке. Такое нововведение предусмотрено проектом федерального закона о внесении изменений в закон о «Дальневосточном гектаре», который минвостокразвития внесло накануне на рассмотрение в правительство России.

Получить дополнительно землю может человек, освоивший первый участок, полученный по программе «Дальневосточный гектар», и получивший его в собственность бесплатно или в долгосрочную аренду по своему выбору. Воспользоваться правом на дополнительный «гектар» можно однократно. При этом подать заявление может 1 человек и выбрать любую площадь, не превышающую 1 гектара, или группа людей, оформив коллективную заявку на площадь до 10 гектаров, при этом на каждого человека должно приходиться не более 1 гектара. Все оформление можно будет провести онлайн, без контакта с чиновниками, на сайте надальнийвосток.рф. Средний срок рассмотрения заявления сейчас не превышает 35 дней.

Поручение внести соответствующие изменения в закон и дать право тем хозяевам, кто заинтересован в освоении дополнительной площади, дал премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе встречи с участниками программы «Дальневосточный гектар» и программы «Дальневосточная ипотека» в Благовещенске в августе этого года. С просьбой о рассмотрении такой возможности к председателю правительства РФ обратился фермер, который развивает свое дело на дальневосточных гектарах в Хабаровском крае Михаил Утробин.

Сейчас более 85 500 человек уже стали участниками программы «Дальневосточный гектар». 43% от всех, кто берет землю по программе, собираются построить на ней дом, 37% — заниматься сельским хозяйством. 10% от всех участников планируют или уже ведут свой бизнес на земле, еще 7% — реализуют туристические проекты, 3% взяли землю на иные цели.

Граждане уже начали оформлять дальневосточные гектары в собственность — на этом этапе пока речь идет о досрочном оформлении земли в собственность при наличии на земле построенного жилого дома, общая площадь которого соответствует установленным требованиям — не менее 24 квадратных метров.

— Многие из людей, успешно освоивших ранее выданные участки, готовы еще брать землю, развивать свои проекты. Мы должны им такую возможность предоставить, — отметил ранее глава минвостокразвития Александр Козлов.

По его словам, для реализации предусмотренных законопроектом изменений на Дальнем Востоке имеется достаточное количество свободных земель. В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе свободно для предоставления 228,7 миллиона гектаров, что составляет более трети территории макрорегиона. Реализация законопроекта позволит вовлечь в хозяйственный оборот значительное количество неиспользуемых земель, что в целом окажет положительное влияние на экономическое развитие дальневосточных территорий, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Арктике.

Российская арктическая схема «Ссудите гектар»: бесплатное землепользование для иностранных инвесторов

Автор: Крис Девоншир-Эллис

  • Аналогичная схема на Дальнем Востоке России с привлечением 40 000 жителей
  • Приобретение 1 га свободной земли
  • Иностранцы могут подавать документы с начала 2022 года

Россия запустила программу «Арктический гектар», основанную на принятом ею Законе о Дальневосточном гектаре или Федеральном законе от 1 мая 2016 г. 119 ФЗ — это закон, введенный президентом России Владимиром Путиным, чтобы предоставить российским гражданам и иностранным гражданам 1 гектар или 2,5 акра бесплатной земли на Дальнем Востоке России, если они проживают там в течение пяти лет.

Изначально программа была направлена ​​в основном на граждан Украины и стала возможным методом переселения около 500 000 беженцев. По мнению некоторых наблюдателей, в Сибири поселится больше украинцев и белорусов, чем самих россиян. Однако согласно плану владеть землей могут только граждане России.Иностранцы могут присоединиться к схеме, но не могут владеть землей в течение 5 лет после иммиграции в Россию — чтобы отговорить торговцев наркотиками от злоупотребления системой. Консолидированные группы (минимум 20 лотов) также будут обеспечены базовой инфраструктурой. По состоянию на декабрь 2017 года заявки подали более 107 тысяч человек, и 40 тысяч человек стали собственниками земли на Дальнем Востоке России.

Арктическая программа аналогична и начинается с 1 июня 2021 года. Все земельные участки будут наземными.Претенденты могут выбирать из мест в Мурманской, Ненецкой и Ямало-Ненецкой областях, в некоторых районах Красноярской, Архангельской, Коми и Карельской областей.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис сказал: «Мы видим успех программы« Гектар »на Дальнем Востоке, и поэтому многие люди, живущие на Севере или желающие приехать сюда, откроют свой бизнес в Арктике. Прежде всего, в туризме. Мы будем поддерживать такую ​​инфраструктуру, и, получив арктический гектар, предприятия построят гостиницы, туристические объекты, а кроме того, построят собственные дома.Это предложение привлекательно, поскольку мы предлагаем так называемые «арктические» льготы и беспрецедентно низкие налоги для малого и среднего бизнеса сроком на три года ».

Регион Карелия станет самостоятельной зоной свободной торговли и будет привлекателен для иностранных инвесторов из Финляндии, Швеции и Норвегии, в частности.

В Арктике, в отличие от Дальнего Востока, земельные участки будут предлагаться в основном рядом с крупными городами — Мурманском, Норильском и Архангельском, так как соискатели предпочитают места рядом с городами и большими поселками или берегами судоходных рек. Эти районы наиболее доступны в Арктике и могут либо уже иметь, либо скоро будут развивать необходимую инфраструктуру.

Программа поможет заселить Арктику, и через несколько лет высокоскоростной Интернет будет доступен даже в небольших деревнях. Развитие цифровой инфраструктуры в Арктике мы обсуждали в статье Устанавливается высокоскоростная цифровая инфраструктура Мурманск-Владивосток .

В случае успеха программы в российской Арктике появятся новые активные предприятия и будут развиваться местные речные и воздушные пути.Существующие жители Арктики будут первыми, кому разрешено подавать заявки на земельные участки. В конце 2021 года соискателям из других регионов России будет предложено последовать их примеру. Претендент может получить бесплатно земельный участок размером не более одного гектара сроком на пять лет, после чего земля может перейти в собственность или сдана в аренду на длительный срок. Гектар можно использовать под строительство дома или под бизнес.

Министерство сельского хозяйства и торговли Архангельской области считает, что программа будет способствовать развитию сельского туризма, рыболовства, выращивания картофеля, выращивания овощей в теплицах и развитию небольших фермерских хозяйств.«Арктический гектар — очень хорошее решение, он привлечет людей на Север и остановит отток населения», — сказал депутат Мурманской области Борис Пищулин.

В дополнение к бесплатной земле, Российская Арктика недавно была объявлена ​​Зоной свободной торговли , при этом инвестирующие в нее юридические и физические лица получают налоговых льгот и других инвестиционных льгот. Архангельск разрабатывает арктическую пристань для привлечения иностранных яхтсменов и инвесторов, а Мурманск, который в прошлом году был назначен столицей арктического региона , должен стать свободным портом, а также местом назначения для туристов.Некоторые инвесторы превращают его в Центр арктической гастрономии и развивают рестораны и бары с местной кухней.

Федеральное правительство России выделило 243 миллиарда долларов США на развитие региона.

Инвесторы, ищущие возможности в российской Арктике, могут написать нам по адресу [email protected]

Ссылки по теме

О нас

Брифинг по России написан Dezan Shira & Associates.Фирма имеет 28 офисов по всей Евразии, включая Китай, Россию, Индию и страны АСЕАН, помогая иностранным инвесторам в евразийском регионе. Пожалуйста, свяжитесь с Марией Котовой по адресу [email protected], чтобы получить консультации по российским инвестициям или помощь в изучении рынка, юридических, налоговых вопросах и вопросах соблюдения нормативных требований по всей Азии.

Правда о раздаче земли в России

Программа закона «О дальневосточном гектаре или усадьбе», предложенная в 2016 году президентом России Владимиром Путиным, чтобы отдать 1 га, или 2.5 акров свободной земли на Дальнем Востоке России вызвали множество комментариев и обсуждений во всем мире.

Девять регионов Дальнего Востока России составляют 36% территории страны, но в этих районах проживает всего 6,2 миллиона человек, или около 5% населения России.

По состоянию на декабрь 2017 года было подано 107 000 заявок и почти 40 000 было одобрено. (Оригинал) Согласно Закону о усадьбах единственным условием для поселенцев является использование земли с пользой, то есть ее использование для любых законных целей.Есть испытательный срок 5 лет, когда землю нельзя продать или сдать в аренду. Это хорошо известные факты о том, что раздача земли в России началась с 2016 года. Но менее известен тот факт, что законопроект о Kin’s Estate был принят в одном из регионов России — Белгородском — еще в 2010 году.

Согласно законопроекту Белгородской области 1 гектар (2,5 акра) земли предоставляется бесплатно семьям, которые хотят вести образ жизни Кина, где приоритет отдается земле, которая охраняется как фундаментальный аспект природы посредством экологических подходов к сельскому хозяйству, гармоничного взаимодействия и минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Возвращаясь к российскому Закону о усадьбах от 2016 года, в западных СМИ ходят слухи о том, что Россия, как сообщается, бесплатно предоставляет землю иностранцам. У меня самого есть несколько запросов от моих иностранных друзей, которые спрашивают, могут ли они получить бесплатную землю в России.

Для ясности есть важное уточнение: бесплатная земля на Дальнем Востоке России (и во всех других регионах России) предоставляется гражданам России и иностранцам с русским происхождением , пока они проживают в России в течение пять лет.И это выглядит мудрым и разумным решением — Президент России в первую очередь заботится о гражданах России.

Иностранцы без русского происхождения могут подать заявку на получение бесплатного земельного участка в России только после того, как они получат российское гражданство путем натурализации после пяти лет законного проживания — по ряду оснований, перечисленных на соответствующих юридических сайтах (работа, бизнес, брак, квалифицированный специалист, беженец и т. Д. )

Программа «Дальневосточный гектар России» оказалась настолько успешной, что президент России Владимир Путин заявил, что поддерживает идею распространения ее на все регионы страны.«В России достаточно земли», — сказал он.

Вскоре 3 северо-западных региона России: Костромской (2017), Ленинградский (2018) и Вологодский (2018) ввели законопроекты о безвозмездной передаче неиспользуемых земель семьям (гражданам России) на тех же условиях, что и в Усадьбе. Акт 2016 г. (см. Карту ниже).

Для новоиспеченных поселенцев эти законопроекты, помимо прочего, также открывают доступ к государственной поддержке, теперь они могут получить помощь деньгами и инфраструктурой на региональном уровне.

История раздачи земли и русских фамильных усадеб (владения Кина) будет продолжаться — пожалуйста, оставайтесь с нами — подписывайтесь на новости Eco-Minded News , чтобы узнавать обновления.

Еще статей по теме:

3 насущных вопроса Послания Путина о положении нации 2020
Переезд в Россию: вопросы и ответы
Переезд в Россию: руководство по покупке недвижимости в России
Россия расширяет программу бесплатной раздачи земли на всю страну

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, помогите нам продолжить работу, независимо от суммы, ваше пожертвование имеет значение!

Или отсканируйте QR-код, чтобы сделать пожертвование!

Приходите и получите! Бесплатная земля скоро станет доступной каждому жителю Дальнего Востока

Один из самых малонаселенных регионов мира, Дальний Восток России по-прежнему насчитывает около шести миллионов жителей, хотя они разбросаны по огромной территории. Рисунок: Охота и Рыбалка

Амбициозные планы по предоставлению каждому жителю Дальнего Востока одного гектара земли бесплатно были поддержаны президентом Владимиром Путиным.

Идея была выдвинута заместителем премьер-министра Юрием Трутневым, чтобы помочь стимулировать экономику малонаселенного региона и побудить больше людей переехать по стране.

В общей сложности 614 миллионов гектаров земли в настоящее время принадлежат государству и будут фактически доступны для приобретения на Дальнем Востоке в рамках этой схемы.Его можно было использовать в сельскохозяйственных целях, для охоты, или как базу для лесозавода или любого другого бизнеса.

Г-н Трутнев, который также является полпредом президента России в Дальневосточном федеральном округе, считает, что у региона хорошее будущее с ростом населения и меньшим количеством людей, уезжающих на запад в другие части страны.

Карта Дальнего Востока с ключевыми городами. Картина: The Siberian Times

Теперь он надеется, что этот план может привлечь больше граждан к предпринимательству и послужит стимулом для помощи нерезидентам в миграции в этот район.

Вице-премьер сказал: «Мы хотим предложить создать механизм бесплатного выделения одного гектара земли каждому жителю Дальнего Востока и каждому желающему приехать на Дальний Восток.

«Эта земля может использоваться для агробизнеса, бизнеса, лесного хозяйства и охоты».

Эта идея имеет много общего с тем, как многие сельские и незанятые районы Соединенных Штатов были заселены и урбанизированы в 19 веке.

В 1889 году, например, около 50 000 человек выстроились в очередь, чтобы потребовать свою небольшую долю в два миллиона акров, бесплатно предоставленных поселенцам в Оклахоме.

Это также отражает аграрные реформы Столыпина начала 20 века, когда огромные участки пустующих земель в Сибири были переданы крестьянам из перенаселенных регионов России.


«Эта земля может использоваться для агробизнеса, бизнеса, лесного хозяйства и охоты». Фотографии: geogeo, Arsenyev.net

Согласно предложениям Трутнева, каждому жителю Дальнего Востока России или каждому человеку, желающему переехать в этот район, будет предоставлен один гектар — примерно 2. 5 соток — земли бесплатно.

Широко поддерживая схему, Путин сказал: «Это хорошая идея, и она уже была реализована в российской истории, в Сибири».

Он добавил, что, поскольку современные условия в сельском хозяйстве и современная экономика сегодня немного отличаются от условий 1906 года, сначала «необходимо тщательно изучить этот вопрос и изучить все детали».

Один из самых малонаселенных регионов мира, Дальний Восток России по-прежнему насчитывает около шести миллионов жителей, хотя они разбросаны по огромной территории.

Почти три четверти населения проживает в городах, включая такие города, как Владивосток и Якутск.

Однако население Дальнего Востока за последние 12 месяцев выросло на 1100 человек, а количество уезжающих уменьшилось с 27000 до 20 000 человек.

Г-н Трутнев сказал, что это положительная новость, и настаивал на том, что это «только начало тенденции». Он добавил: «Вот почему мы хотим предложить вам рассмотреть эту меру, которая может усилить тенденцию притока населения на Дальний Восток.

«Из каждой сотни человек, переехавших в Сибирь, возвращались 30 человек». Фото: Дмитрий Дкфото

Однако планы подверглись критике со стороны независимого политолога Дмитрия Орешкина, который назвал Дальний Восток «хронической демографической катастрофой».

Выступая в понедельник вечером по телеканалу «Дождь» в Москве, он сказал: «Я думаю, что это ни к чему не приведет, потому что не будут дураки, идущие туда ради гектара земли. Единственное, что в нем могли быть люди, которые собирались уехать с Дальнего Востока.

«Если сравнивать со Столыпиным, разница в том, что Столыпин давал большой участок земли, так как человек хотел получить 30 или 50 гектаров, вместе с благоприятным налоговым режимом в обозримом будущем.

‘Работало, хотя тоже были проблемы, потому что из каждой сотни человек, переехавших в Сибирь, возвращались 30 человек. Теперь я могу быть уверен, что люди туда не пойдут; так что у нас есть главный вопрос, как не дать людям уйти ».

Он добавил: «В любом случае, вы ничего не можете сделать с гектаром земли.Да, вы можете прокормить свою семью, но невозможно начать серьезный бизнес на таком маленьком участке земли ».

В ходе встречи Трутнев и Путин обсудили также вопросы определения территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и создания свободного порта во Владивостоке.

Путин предлагает гражданам и иностранцам бесплатную землю на Дальнем Востоке России — RT Business News

Президент Владимир Путин распорядился о бесплатной раздаче земли на Дальнем Востоке России с минимальной инфраструктурой.В понедельник он подписал закон, согласно которому россиянам и натурализованным гражданам бесплатно предоставляются земельные участки площадью 1 га (2,5 акра).

«Надо работать с региональными властями, чтобы земельные участки выделялись в районах с минимальной инфраструктурой», — заявил Путин в среду на встрече с министром развития Дальнего Востока Александром Галушкой.

Подробнее

По словам министра, инфраструктура может быть предоставлена ​​группе из 20 собственников земли.Он сказал, что с тех пор, как министерство объявило об идее земельной застройки, люди начали подавать заявки.

Предлагают к сотрудничеству около 200-300 человек, — сказал Галушка, добавив, что тогда становится возможным создание инфраструктуры, даже если она не очень развита.

ПОДРОБНЕЕ: Грант на землю: Правительство разрабатывает законопроект на «1 га на одного россиянина» на Дальнем Востоке

Министр также сообщил, что Кабинет министров готовит законопроект о снижении цен на электроэнергию на Дальнем Востоке до средней стоимости в Россия.

Идея так называемого «Закона о русской усадьбе» была впервые предложена в начале 2015 года полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым, который предложил бесплатно предлагать большие земельные участки всем, кто желает переселиться в поселок. Русский Дальний Восток, чтобы открыть ферму или бизнес. Программа является одной из инициатив, направленных на развитие экономики региона.

Каждый имеет право подать заявку на получение до гектара земли в Камчатской, Приморской, Хабаровской, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Республике Саха, Еврейском и Чукотском автономных округах.

ПОДРОБНЕЕ: Закон о усадьбах для Дальнего Востока России — Путин поддерживает бесплатную передачу земли

Земля может использоваться для любых законных целей, но может быть сдана в аренду, продана или отдана только по истечении первоначального пятилетнего периода.

Иностранцам также разрешено использовать землю, а регистрация полных прав собственности возможна только после натурализации потенциальных владельцев.

Землепользование — наш мир в данных

На протяжении большей части истории человечества большая часть земли была дикой природой: леса, луга и кустарники преобладали в ее ландшафтах. За последние несколько столетий это резко изменилось: дикие места обитания были вытеснены, превратив их в сельскохозяйственные угодья.

Если мы вернемся на 1000 лет назад, то, по оценкам, только 4 миллиона квадратных километров — менее 4% свободной ото льда и бесплодной территории мира использовались для сельского хозяйства.

В визуализации мы видим разбивку по площади суши на сегодняшний день. 10% земного шара покрыто ледниками, а еще 19% — это бесплодная земля — ​​пустыни, сухие солончаки, пляжи, песчаные дюны и обнаженные скалы. 1 Остается то, что мы называем «обитаемой землей». Половина всех пригодных для проживания земель используется в сельском хозяйстве. 2

Остается только 37% для лесов; 11% — кустарники и луга; 1% в качестве покрытия пресной водой; а оставшийся 1% — гораздо меньшая доля, чем многие подозревают — это застроенная городская территория, которая включает города, поселки, деревни, дороги и другую человеческую инфраструктуру.

Существует также крайне неравномерное распределение землепользования между домашним скотом и культурами, потребляемыми людьми.Если мы объединим пастбища, используемые для выпаса скота, с землями, используемыми для выращивания сельскохозяйственных культур на корм животным, на домашний скот будет приходиться 77% сельскохозяйственных земель в мире. Хотя животноводство занимает большую часть сельскохозяйственных земель в мире, оно производит только 18% мировых калорий и 37% всего белка. 3

Расширение сельского хозяйства стало одним из самых значительных воздействий человечества на окружающую среду. Оно изменило среду обитания и представляет собой одну из самых серьезных проблем для биоразнообразия: из 28 000 видов, находящихся под угрозой исчезновения в Красном списке МСОП, сельское хозяйство занесено в список угроз для 24 000 из них. 4 Но мы также знаем, что можем уменьшить эти воздействия — как за счет изменения диеты, за счет замены части мяса растительными альтернативами, так и за счет технического прогресса. Урожайность сельскохозяйственных культур значительно выросла за последние десятилетия, а это означает, что мы избавили много земель от сельскохозяйственного производства: в глобальном масштабе, чтобы произвести такое же количество сельскохозяйственных культур, как в 1961 году, нам нужно только 30% сельскохозяйственных угодий.

Благодаря решениям как потребителей, так и производителей, у нас есть важная возможность вернуть часть этих сельскохозяйственных угодий лесам и естественной среде обитания.

Земельная реформа в Восточной Европе

Земельная реформа в Восточной Европе — Западная часть СНГ, Закавказье, Балканы и страны, вступающие в ЕС

В этом и следующем разделах рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются страны с переходной экономикой Западного и Закавказского Содружества Независимых Государств (СНГ) при реформировании своих законов, касающихся отношений землевладения и земельных рынков в сельском хозяйстве, и рассматриваются потенциальные подходы к их решению. конкретные проблемные вопросы.К западным странам СНГ, включенным в этот раздел, относятся Беларусь, Украина, Россия и Молдова, а к закавказским странам СНГ, включенным в раздел II, относятся Грузия, Армения и Азербайджан.

Западные страны СНГ существенно отличаются от других восточноевропейских стран с точки зрения приватизации земли и развития земельных рынков. Страны Запада СНГ значительно отстают от стран Восточной Европы, готовящихся к вступлению, и стран Закавказья СНГ практически во всех аспектах развития земельного рынка.Фактически, за исключением Молдовы и сектора небольших участков, в западных странах СНГ, как правило, нет четкого и авторитетного законодательства в отношении реорганизации ферм или сделок с сельскохозяйственными землями, а земельные рынки практически отсутствуют.

A. Политика и законодательная база

1. Право собственности на землю

Из всех стран СНГ только Беларусь не разрешает частную собственность на землю сельскохозяйственного назначения (кроме приусадебных участков). 3 Конституция Белоруссии гласит, что «[1] сельскохозяйственного назначения находится в собственности государства». 4 Однако Земельный кодекс 1999 года вводит два исключения из общего запрета: граждане могут владеть (1) до одного гектара сельскохозяйственных земель на приусадебном участке; и (2) до 0,25 га сельскохозяйственных земель под частным домом и вокруг него. На эту землю приходится примерно 20% сельскохозяйственных угодий. 5 Землю, находящуюся в частной собственности, можно продавать, продавать, закладывать, сдавать в аренду и передавать по наследству. 6

Во всех других западных странах СНГ допускается частная собственность на землю, но набор прав, связанных с этой собственностью, варьируется от страны к стране, как обсуждается ниже.

2. Приватизация земли

В западных странах СНГ большая часть сельскохозяйственных земель приватизирована по системе «земельных паев», при которой подавляющее большинство частных собственников (бывших членов государственной и колхозной системы) по-прежнему имеют свои права совместно, а некоторые форма права на раздел земли в натуре (еще не реализована). 7 Ни одна из западных стран СНГ не вернула землю бывшим владельцам. Преимущество системы долевого участия в земле состоит в том, что члены фермы, которые работали на земле, получили часть земли в собственность или на правах собственности. Из четырех западных стран СНГ Беларусь находится на одном конце спектра, а Молдова — на другом с точки зрения приватизации сельскохозяйственных земель.

Земельных долей в Беларуси нет, поэтому члены колхозов и совхозов не имеют даже теоретического права на долю земли.Скорее, если фермер хочет создать частное крестьянское хозяйство, местная администрация может выделить землю колхозного предприятия или из государственного земельного резерва. Частные фермеры имеют право пользования этой землей, но не права собственности. 8

На другом конце спектра находится Молдова, которая разграничила, присвоила и зарегистрировала земельные участки для индивидуальных членов фермерских хозяйств. 9 За исключением государственных исследовательских хозяйств и сельских пастбищ, все нелесные сельскохозяйственные земли находятся в частной собственности. Земля бывших коллективов была поделена между членами и пенсионерами. Практически вся эта земля разграничена и созданы свидетельства о праве собственности. (Некоторые из этих свидетельств о праве собственности, которые были созданы, не были переданы владельцам, так как бывшие руководители прекративших существование колхозов блокируют полную приватизацию земли.) С другой стороны, садовые (приусадебные) участки не имеют титула и не имеют права собственности. некоторые деревни больше похожи на земельные доли, а фактическое использование земли меняется из года в год.Примерно 17% сельскохозяйственных земель в Молдове попадают в эту категорию. 10

Украина и Россия приватизировали землю по системе земельных паев, за исключением приусадебных участков, которые полностью приватизированы в том смысле, что собственник владеет разграниченным земельным участком. Из 41,9 млн га. земель сельскохозяйственного назначения в Украине — 26,7 млн ​​га. (64%) были переданы в управление 6,5 млн физических лиц, каждому из которых было выдано свидетельство о земельной доле. 11 Земельные паевые сертификаты не разграничены, но представляют собой часть земли, ранее использовавшуюся совхозом или колхозом. Большинство из тех, кто получил земельные паевые сертификаты, быстро сдали их в аренду колхозу, от которого они получили эти неразмеченные земли, и мало что изменилось с точки зрения их прав собственности.

В то время как земля, представленная сертификатами на земельные доли, в значительной степени контролируется бывшими колхозами, в 2000 году правительство Украины начало усилия по продвижению земельной реформы, преобразовав сертификаты на землю в правоустанавливающие документы на индивидуально разграниченные земельные участки.По состоянию на июль 2001 года Правительство утверждает, что 1,5 миллиона из 6,5 миллиона сертификатов на землю были преобразованы в правоустанавливающие документы на земельные участки. 12

В то время как Россия распределила землю между бывшими членами колхозов и совхозов в виде земельных паев, проблемы с осуществлением прав собственности на эту землю сохраняются. Процедура в российском законодательстве по преобразованию земельных долей в разграниченные земельные участки может быть трудной в использовании и мало что дает твердой гарантии того, что полученный земельный участок будет разумного качества и в разумном месте.Юридические правила, касающиеся физического разграничения, несколько неясны, и фермерские хозяйства интерпретируют законодательство по-разному. Чтобы физически обозначить границы земельных участков, в некоторых случаях требуется согласие каждого члена коллектива (количество которых может составлять 600 или более). В остальных случаях, когда земельный участок разграничен для выделения, он находится далеко от населенного пункта собственника, и качество земли невысокое. Эта процедурная проблема привела к небольшому количеству владельцев земельных долей, которые предпочли конвертировать свои доли в земельные участки.Более того, на некоторых сельскохозяйственных предприятиях земельные паевые сертификаты, подготовленные еще в 1994 году, до сих пор не выданы владельцам земельных паев, а находятся в руках руководителей сельскохозяйственных предприятий.

3. Государственные земельные резервы

Россия и Украина удержали часть сельскохозяйственных земель в государственной собственности при приватизации сельскохозяйственных земель. В России земля находится в собственности и под контролем государства на местном уровне ( район) фондов перераспределения земель. 13 Эта земля происходит из трех разных источников. Во-первых, колхозы и совхозы выделили около 10% пашни для перераспределения между теми, кто хотел создать крестьянские хозяйства. 14 Во-вторых, земля, оставшаяся после расчета земельных долей на сельскохозяйственных предприятиях, была передана в те же земельные фонды. 15 В-третьих, земля, конфискованная крестьянскими хозяйствами, прекратившими свою деятельность, и земля, изъятая местными властями за нерациональное использование или неиспользование, продолжает добавляться в земельный фонд.

Четкая политика, лежащая в основе федерального законодательства о земельном фонде, заключалась в перераспределении земли от совхозов и колхозов в пользу крестьян. Перераспределение земель, оставшихся после распределения земельных паев, было специально рассмотрено в президентском указе 1991 года. 16

района в сельскохозяйственных областях (регионы) Дальнего Востока России владеют большим количеством земель в государственной собственности, сдаваемых в аренду по номинальной ставке (от нуля до пяти рублей за гектар в год).Хотя это может обеспечить доступность недорогой земли для многих из тех, кто желает ею пользоваться, это почти гарантирует замедление развития рынка частных сделок по аренде и продаже земли.

В Украине законодательство о земельной реформе предусматривает, что 10% пахотных земель, используемых совхозами и колхозами, должны быть переданы в «земельный резерв». Земля предназначалась для раздачи под частные фермерские хозяйства, подсобное сельскохозяйственное производство и лицам, которые в настоящее время не занимаются сельским хозяйством.Дополнительные 15% пахотных земель были выделены совхозами и колхозами для нынешних членов сельскохозяйственных предприятий для создания частных хозяйств. 17

В Молдове, где сельскохозяйственных земель мало по сравнению с населением, нет сельскохозяйственного «земельного фонда», но каждому селу было разрешено владеть до 5% земли для расширения жилой зоны села. В некоторых деревнях эта резервная земля сдается в аренду фермерам, а в других демографическое давление новых семей уже поглотило эту землю.Некоторые села не зарезервировали землю, предпочитая раздать ее все бывшим членам коллектива.

4. Реструктуризация хозяйств

Страны Запада СНГ существенно не разделили крупные колхозы. В России существует около 290 000 частных фермерских хозяйств, хотя как минимум половина из них в настоящее время не работает. 18 На частные фермы приходится около 6% пахотных земель, но они обеспечивают только 2% сельскохозяйственной продукции из-за нехватки средств и неравных условий игры, когда большая часть государственной помощи поступает в бывшие колхозы и совхозы.С другой стороны, приусадебные участки составляют около 7% от общей площади пахотных земель и при этом производят около половины всей сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении. 19 В крупных совхозах и колхозах мало что изменилось в организационной и управленческой сферах.

Хотя процесс выдачи сертификатов на землю в Украине почти завершен, менее 5% всех членов коллектива фактически отделились от более крупных коллективных сельскохозяйственных предприятий. 20 Лишь 15% пахотных земель в настоящее время обрабатывается индивидуальным сектором, который состоит из приусадебных участков и семейных ферм. В 1994 г. количество частных хозяйств (без приусадебных участков) составило 38 000. Эти несколько хозяйств контролируют только 2% всех пахотных земель и производят около 2% сельскохозяйственной продукции. 21

Подавляющее большинство колхозов и совхозов были «косметически» преобразованы в другие организационно-правовые формы. Эта форма реорганизации считается косметической, поскольку управление этими хозяйствами осталось неотличимым от стиля управления колхозами.Центральный орган управления, имитирующий коллективный, присутствует в 70% хозяйств; только 30% сообщили о менее централизованной системе, при которой ответственность в большей степени перекладывается на уровень подразделений («бригад»). 22 Кроме того, рентабельность и эффективность улучшились лишь в ограниченном объеме, а урожайность в целом не превысила дореформенный уровень. 23

Программы, финансируемые международными донорами, помогли реструктурировать 620 хозяйств из 16 000 крупных хозяйств.Массовые усилия начались в форме местных инициатив руководителей хозяйств и региональных властей в направлении реструктуризации. Благодаря таким инициативам на низовом уровне было создано около 500 спонтанно реорганизованных хозяйств. В совокупности международные донорские проекты и спонтанно реорганизованные фермерские хозяйства составляют лишь 7% бывших колхозов и совхозов. 24 Однако возникает вопрос, насколько значительна была даже эта ограниченная реструктуризация, поскольку большинство этих хозяйств остаются крупными.

В Беларуси общая структура сельскохозяйственных угодий 25 остается неизменной с 1992 года, при этом 84% приходится на социальный сектор, а 16% — на индивидуальный сектор. В настоящее время индивидуальный сектор, представленный в основном приусадебными участками, составляет значительную часть этой земли, при этом на частные фермерские хозяйства приходится менее 1% сельскохозяйственных земель в Беларуси. 26 Отсутствие подлинной рыночной реструктуризации крупных сельскохозяйственных предприятий препятствует прогрессивным изменениям в сельском хозяйстве.

Гражданский кодекс Беларуси, который был пересмотрен в 1999 году, может оказать определенное положительное влияние на реорганизацию хозяйств. Гражданский кодекс признает три организационно-правовые формы организации бизнеса (акционерные общества с ограниченной ответственностью, товарищества с неограниченной ответственностью и кооперативы), но не признает колхозы или коллективные сельскохозяйственные предприятия. Преднамеренное исключение этой коллективной формы, по-видимому, должно было способствовать реорганизации (или, возможно, появлению реорганизации).Однако президент отклонил предложения Министерства сельского хозяйства о возможных вариантах реструктуризации хозяйств, и действие соответствующих положений Гражданского кодекса было приостановлено. Никаких дополнительных значительных действий по изменению организационно-правовой формы колхозов не предпринималось. 27

Для проведения реорганизации в Беларуси решение о реорганизации может принять либо рабочий колхоз, либо руководители хозяйства. Руководство должно пользоваться поддержкой общего собрания членов хозяйства, но никакого другого официального разрешения от государства в начале реорганизации не требуется.Однако прозрачных процедур реорганизации нет. Отсутствие адекватной правовой базы является одним из основных препятствий реорганизации хозяйств в Беларуси. 28 Наиболее очевидное изменение, произошедшее при реструктуризации, — это распределение коллективной неземельной собственности между участниками в форме долей собственности. Бумажные сертификаты выдаются членам, дающим им право на долевое владение полуденной землей. 29

Несмотря на то, что земли бывших колхозов были разграничены и присвоены титулы в Молдове, фактическое разделение хозяйств происходило нерегулярно.Хотя примерно 20% бывших членов колхоза и пенсионеров отделились от бывшего коллектива и образовали независимые фермы, оставшиеся 80% продолжают сдавать свою землю в аренду правопреемнику колхоза, который обычно регистрируется на имя одного или нескольких из них. бывшие руководители колхоза. В консервативных регионах страны, таких как Гагаузия на юге Молдовы, приватизация сельскохозяйственных земель практически не изменила структуру бывших колхозов, которые просто перерегистрировались в других юридических формах. 30

В результате для большинства сельских землевладельцев в Молдове единственным изменением в отношениях, внесенным программой приватизации земли, является то, что они могут отказаться от аренды земли и изъять землю, если они не получат арендную плату, указанную в контракте. На практике очень сложно добиться исполнения договоров аренды земли, хотя некоторые землевладельцы воспользовались бесплатной юридической помощью, чтобы настоять на том, чтобы условия аренды либо были соблюдены, либо земля была возвращена им. 31 Вследствие повсеместной сдачи в аренду сельскохозяйственных земель правопреемникам коллективов, молдавские фермы остаются очень большими по европейским стандартам, в среднем более 500 га каждое. (Это все еще намного меньше, чем в России, где хозяйства в косметически реорганизованном коллективном секторе в среднем составляют от 4 000 до 5 000 га пашни каждая.)

Существует несколько причин отсутствия разделения хозяйств в Молдове, несмотря на индивидуальное разграничение и право собственности на землю.Во-первых, хотя бывшие члены фермерского хозяйства и пенсионеры документально подтвердили права на доли неземельных активов бывшего колхоза (так называемые «имущественные паи»), в подавляющем большинстве случаев эти активы продолжают использоваться бесплатно. предприятием-преемником. Де-факто запрет на распространение неземельных активов — в основном тракторов и другой необходимой техники — ограничил способность членов фермерских хозяйств изымать землю для создания независимых ферм. Только в деревнях, где члены фермерского хозяйства настояли на разделении бывшего колхоза на несколько единиц, техника была передана группам независимых фермеров.Во-вторых, расположение находящихся в собственности земельных участков среди больших пахотных полей сильно ограничивает использование земельного участка землевладельцем. Землевладельцу, чей земельный участок «заблокирован» в середине поля, очень сложно сдать его в аренду кому-либо, кроме лица или предприятия, которое контролирует прилегающие земли на этом поле, поскольку сдача в аренду другому фермеру не позволит эффективно использовать его. использование техники. Проблема середины поля также влияет на способность фермеров самостоятельно забирать свои земли и заниматься сельским хозяйством.Полосы отвода для будущих дорог показаны на карте, но в настоящее время засажены посевами и на практике не обеспечивают доступа. Единственный жизнеспособный вариант в таких случаях для землевладельца — обмен его или ее земельным участком с земельным участком владельца, чей участок граничит с дорогой, процесс, который разрешен законом, но пока используется редко. 32

В-третьих, хотя ближайшие родственники обычно получают смежные посылки, просьбы других родственников, друзей или соседей о получении прилегающих друг к другу посылок иногда игнорируются.Это может произойти из-за действий руководителя коллектива, потенциальных «руководителей» новых фермерских хозяйств, мэра или даже инспектора, нанятого программой. Кроме того, есть и другие виды преднамеренных препятствий со стороны руководителей бывшего хозяйства. 33

Наконец, нестабильный экономический климат, трудности с получением капитала для текущих операций (и долгосрочных инвестиций), а также отсутствие управленческого и маркетингового опыта не позволяют некоторым потенциальным фермерам создавать собственные фермы.

Тем не менее, процесс приватизации земли в Молдове дает некоторые основания для оптимизма. До Национальной земельной программы на многих предприятиях от 10 до 40% домашних хозяйств (а в некоторых случаях и 100% домашних хозяйств) уже изъяли землю у коллектива, чтобы создать независимые фермы. По оценке молдавских властей, средний показатель был близок к 20%. В то время как большинство колхозов, участвовавших в Национальной земельной программе, не претерпели дальнейшего серьезного разделения во время первоначального процесса выдачи прав собственности — обычно в результате получается только одна, две или три корпоративных фермы — небольшое количество людей продолжает покидать некоторые крупные предприятия после первоначального оформления прав собственности.Это явление сильно различается в зависимости от региона.

5. Сделки с землей

а. Купля-продажа

Россия юридически признает частную собственность на землю сельскохозяйственного назначения, но купля-продажа земли ограничена как законом, так и на практике. В Молдове и Украине нет структурных барьеров для сделок с землей. В Беларуси запрещены сделки с землей сельскохозяйственного назначения.

Несмотря на то, что возможности получения дополнительных земель в Беларуси сильно ограничены, значительное число фермеров заинтересованы в приобретении дополнительных земель.Две трети частных фермеров, включенных в опрос Всемирного банка 1999 года, выразили желание увеличить свои земельные владения. Более того, большинство частных фермеров поддерживают предложение о возможности полностью владеть землей; 80% считают, что купля-продажа земли должна быть разрешена. 34

Отношение фермеров в России аналогично. Исследования, проведенные на Дальнем Востоке в 1997 г. 35 , показали, что в «Красной» Амурской области как чиновники, так и фермеры поддерживали введение права покупки и продажи сельскохозяйственных земель.Но в России правовые рамки купли-продажи сельскохозяйственных земель обсуждались в течение 10 лет в федеральном парламенте, Государственной Думе , но пока не было принято никакого решения. 36

В сентябре 2001 года Государственная Дума приняла Земельный кодекс, который либерализует регулирование сделок с землями несельскохозяйственного назначения. 37 Однако новый Земельный кодекс охватывает 18,6 млн. Га в городах, поселках и деревнях, а также 17.4 млн га земель промышленного назначения. 38 Глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантирует право собственности на землю и разъясняет ряд материальных и процедурных вопросов, касающихся собственности на землю, но не вступит в силу до тех пор, пока Федеральный Земельный кодекс не станет законом. 39

При отсутствии изменений на федеральном уровне регулирование прав собственности на сельскохозяйственные земли оставлено на усмотрение региональных правительств. В 17 регионах приняты законы, разрешающие продажу сельскохозяйственных земель.Однако потенциальные покупатели неохотно инвестируют в сельскохозяйственные земли, опасаясь, что они могут потерять свои участки, если федеральный Земельный кодекс будет запрещен или жестко ограничен продажей сельскохозяйственных земель. 40

Однако 7% пахотных земель, относящихся к категории «небольшие участки» (приусадебные участки, дачи, садовые участки) и составляющие около 41 миллиона мелких хозяйств, могут быть куплены и проданы в соответствии с конкретным федеральным законодательством. приняты в 1992 году, а правила их применения были обнародованы в 1993 году. 41 С середины 1990-х годов было совершено значительное количество сделок купли-продажи таких земель.

В Украине статья 6 Земельного кодекса предусматривает, что граждане могут приобретать землю путем покупки. Однако Кодекс также предусматривает, что гражданин может покупать землю только для определенных целей: для ведения личного подсобного хозяйства; для подсобного хозяйства; для садоводства; на дачное и гаражное строительство; и для жилищного строительства.

В Молдове установлены и проверены процедуры аренды, продажи, завещания, обмена и ипотеки сельскохозяйственных земель.Плата за нотариальное заверение и регистрацию сделок с землей сельскохозяйственного назначения была снижена, чтобы сделать ее более доступной. По-прежнему очень мало сделок купли-продажи, что, вероятно, является результатом плохого экономического климата для сельского хозяйства и того факта, что потенциальные покупатели не имеют капитала для покупки земли и не хотят вкладывать средства в сельскохозяйственные земли. 42

г. Аренда

Большая часть аренды, которая происходит в западных странах СНГ, осуществляется между держателями земельных долей и частными или корпоративными правопреемниками бывших колхозов.Большинство сельскохозяйственных предприятий недоплачивают (или не платят совсем) владельцам земельных паев за использование их земли.

В Украине большинство договоров аренды предусматривает передачу земельных паев от индивидуальных фермерских хозяйств к фермерским хозяйствам или другим лицам. При такой форме аренды совершаются бумажные сделки, но земельные участки не разграничиваются. Когда земельные доли сдаются в аренду сельскохозяйственному предприятию, это фермерское предприятие в основном принимает права на землю (которая всегда обрабатывалась этим фермерским предприятием, но теперь регистрируется в книгах как аренда приватизированной земли). 43 По сути, это просто увековечивание ситуации, существовавшей в дореформенный период.

Тем не менее, владельцы земельных долей могут заключать сделки с земельными долями, и, в свою очередь, могут быть внесены изменения в размер фермерских хозяйств частных фермеров. Это делается преимущественно через лизинг. Первоначально государство было основным поставщиком арендуемых земель, но сейчас ситуация меняется по мере роста популярности индивидуальной аренды. 44 В целом рынок аренды земельных долей — единственный вид земельного рынка, который сейчас существует в Украине.Частные фермеры, арендующие земельные доли, увеличивают свои владения в среднем с 25 га. до 60 га. Кроме того, более половины земли в фермерских хозяйствах сдается в аренду. Обследование Всемирного банка показало, что с 1997 по 1998 год 45% частных фермеров сообщили об аренде земли; из которых 20% из 45% сообщили об аренде земли у частных лиц. 45

Земля в Украине в основном сдается в аренду на срок 5 лет, но срок может составлять от 1 до 10 лет. Возникла форма конкурентной аренды, при которой предприимчивые люди сдают в аренду большие пакеты земельных паев у бывших членов коллектива, а затем конкурируют в качестве арендодателей с бывшими колхозами.В результате арендаторы могут получить достаточно земли для крупной коммерческой фермы. 46 Тем не менее, может быть важным различать такие договоры аренды, которые являются добровольными и предполагают умеренно разумный уровень оплаты арендодателю, от других договоров аренды, в которых бывшие руководители колхозов или другие лица, обладающие заемными средствами, могут получать договоры аренды (иногда довольно долгий срок) и предлагают небольшую оплату взамен.

В России аренда земли более распространена, чем покупка и продажа.Приблизительно 33% респондентов-фермеров и 24% руководителей фермерских хозяйств в правительственном опросе (2000 г.) сообщили, что им известно о сделках по аренде земли. 47

При содействии USAID Молдова добилась определенных успехов в ипотечном кредитовании для поддержки развития рынка недвижимости. В рамках одной пилотной программы двум коммерческим банкам было предоставлено 30 ипотечных кредитов на сумму 274 000 долларов США для операторов малых и средних ферм и агробизнеса, что помогло заемщикам приобрести в общей сложности 360 гектаров сельскохозяйственных земель.Другая пилотная программа помогла шести сельским сберегательным и кредитным ассоциациям предоставить фермерам 31 небольшую ссуду на общую сумму 43 000 долларов США на покупку в общей сложности 100 гектаров сельскохозяйственных земель, все на участках менее четырех гектаров. Эти пилотные программы позволили понять проблемы использования земельной ипотеки для финансирования покупки земли (обычно называемой в Америке «ипотекой на покупку»). В современной правовой системе покупатель земли может получить ссуду в банке для покупки земельного участка, используя купленную землю в качестве обеспечения ссуды.Хотя с 1999 года молдавское законодательство разрешало этот процесс, молдавские нотариусы, тем не менее, отказались нотариально заверять ипотечный договор до тех пор, пока покупатель / заемщик не будет впервые зарегистрирован как владелец недвижимости. Таким образом, продавец был вынужден отказаться от права собственности до того, как банк освободил средства от займа, в результате чего продавец оказался незащищенным. Проблема с нотариальным заверением документов не была решена на практике до тех пор, пока сельские ссудо-сберегательные ассоциации с помощью пилотной программы не потребовали от нотариусов нотариально заверить одновременно и договор купли-продажи, и ипотеку, как это разрешено поправками 1999 г. Закон о залоге.Кроме того, управления территориального кадастра часто откладывали регистрацию ипотечных договоров без причины, что еще больше увеличивало период времени, в течение которого продавец должен был ждать поступления своих доходов. Пилотные программы не были продолжены, а процедура ипотеки на покупку денег не получила широкого распространения в коммерческих банках Молдовы.

В Молдове вся титульная земля может быть сдана в аренду молдавским гражданам и молдавским юридическим лицам без ограничений. Многие договоры аренды сейчас заключаются в письменной форме на срок 1 год, что дает землевладельцам гибкость.Тем не менее, бывшие руководители колхозов, которые теперь сдают в аренду большие участки земли, часто злоупотребляют землевладельцами, отказываясь соблюдать условия договора аренды или не позволяя землевладельцам изымать свои земли. Землевладельцы не имеют достаточной информации о правах на землю и не могут удобно обеспечить соблюдение своих прав, даже если они о них знают. Некоторые договоры аренды не являются индивидуальными, не оформляются в письменной форме или являются краткосрочными. Следовательно, во многих селах арендные платежи не увеличились в результате передачи прав собственности. 48

6. Ипотека

В западных странах СНГ, где мало землевладельцев, которые являются частными субъектами, и мало сделок с землей, ипотека сельскохозяйственных земель очень ограничена.

В Молдове в 1999 г. в Закон о залоге были внесены поправки, упрощающие ипотеку. Механизмов Закона о залоге, хотя они и не определены, достаточно. Одна поправка предусматривает одновременное заключение договоров купли-продажи и ипотечных договоров (процедурный момент, который ранее был неясен), а другая поправка более точно определяет процедуру обращения взыскания на заложенную землю.

Закон об ипотеке в России предусматривает, что земельные участки предприятий, здания, сооружения, квартиры и другое недвижимое имущество могут передаваться в залог, но исключает земли сельскохозяйственного назначения. 49

В Украине нет закона об ипотеке, хотя предложения обсуждаются.

Гражданский кодекс Беларуси 1999 г. ослабил ограничения на аренду и ипотеку, и теперь арендаторы могут сдавать в субаренду и закладывать свои права пользования землей. 50 Согласно указу президента 1997 года, некоторые банки теперь могут принимать земельные участки в залог.Совет Министров Белоруссии и Национальный банк приняли правила предоставления земельных участков в залог банкам. 51 Кажется, это применимо даже к тем, кто просто имеет права пользования землей. Однако залог прав аренды в нерыночной экономике маловероятен.

B. Административная структура

1. Право собственности на землю и регистрация

Все западные страны СНГ начали регистрацию земли, за исключением Беларуси.Право собственности на землю и регистрация в Беларуси отсутствуют, что создает серьезные препятствия для существования земельных рынков. 52

В России федеральный закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действует с 1998 года, но его применение в сельской местности было проблематичным. Это особенно верно в отношении земельных долей. Хотя их насчитывается 12 миллионов Владельцы земельных долей в России, большинство регистрационных бюро района отказывают в регистрации сделок с земельными долями, отчасти потому, что соответствующее законодательство (Гражданский кодекс и Закон о регистрации) не учитывает уникальные характеристики совместно используемых земель сельскохозяйственных коллективов.Более того, стоимость услуг по геодезии (с учетом того, что земельная доля должна быть разграничена на земле, если она будет сдана в аренду или иным образом передана индивидуальному частному фермеру, шаг не является необходимым, если она «сдается в аренду» коллективу предприятие) недоступно для большинства фермеров и владельцев земельных долей.

В Молдове право собственности на все приватизированные сельскохозяйственные земли было зарегистрировано на уровне села, но закон предусматривает, что такая земля может быть предметом сделок только в том случае, если она также зарегистрирована в региональном реестре.По состоянию на декабрь 2000 года в результате сотрудничества между USAID и финансируемым Всемирным банком «Кадастровым проектом» примерно половина всех приватизированных сельскохозяйственных земель была зарегистрирована в региональном реестре. 53

В Украине статьи 9, 10 и 11 Земельного кодекса требуют регистрации прав на землю. Эта регистрация осуществляется местными сельсоветами. Принято считать, что процесс регистрации не отвечает потребностям фермеров. Необходим всеобъемлющий закон о государственной регистрации, который уже некоторое время находится в стадии подготовки в Верховной Раде , парламенте Украины.

2. Роль государственного и частного секторов

В западных странах СНГ соответствующая административная структура находится в основном в руках государства. У частного сектора мало мотивации к развитию, поскольку существует как сопротивление со стороны закрепившихся государственных субъектов, так и очень слабая экономическая мотивация при небольшом или полном отсутствии рынка сельскохозяйственных земель.

В России за последние пять лет в правительстве произошли многочисленные реорганизации и передачи ответственности за земельную политику и управление.В настоящее время кадастровая деятельность находится в ведении Федеральной кадастровой службы, регистрация контролируется Министерством юстиции, а земельная политика находится в ведении Министерства имущественных отношений. Кроме того, несомненно, играет роль Минсельхоз.

Одна из положительных частных инициатив в России — центры правовой помощи в Самаре и Владимирской областях , посвященные правам частных лиц на сельскохозяйственные земли и связанным с ними вопросам. 54 Сельское население не знает и не понимает своих прав на землю и другое имущество, и многие сельские жители боятся жаловаться на нарушения, потому что опасаются, что их накажут за попытку защитить свою землю и другие права собственности.Два центра правовой помощи в России помогают сельским жителям узнать об этих правах и реализовать их.

В Беларуси административная структура душит сельское хозяйство. Правительство вмешивается, чтобы исправить последствия того, что оно считает «изначально нестабильными» рыночными силами. Вмешательство принимает форму скрытого налогообложения сельскохозяйственного сектора и предоставления субсидий для смягчения последствий налогообложения. 55 Государственный контроль, квоты с фиксированными ценами и обширное торговое регулирование препятствуют реформе и препятствуют восстановлению сельскохозяйственного сектора. 56

Хотя как частные фермы, так и фермерские предприятия должны работать в ограничительных экономических условиях в Беларуси, частные фермерские хозяйства не получают многих субсидий, которыми пользуются большинство сельскохозяйственных предприятий. Вместо того чтобы создавать благоприятные условия для частных фермеров, правительство пыталось ввести более строгий административный контроль. 57 В соответствии с Указом Президента № 193, начиная с апреля 1998 г., частные фермеры должны были заключать контракты с местными властями, соглашаясь на конкретные условия землепользования, производственные структуры и производство определенных видов и объемов товаров для отвода в Состояние. 58

Земельный кодекс 1999 года дополнительно контролирует частных фермеров, предусматривая, что государство может лишить фермера прав, если его урожайность ниже, чем урожайность, считающаяся «нормальной» для региона. Более того, местные власти имеют право диктовать землепользователям модели посевов, фактически заменяя суждения частных фермеров суждениями государственных бюрократов. 59

В Молдове резко снизилась роль государства в управлении землями сельскохозяйственного назначения.От фермеров не требуется продавать продукцию государству или получать государственное разрешение при изменении своих производственных схем. В течение 1997–2000 годов сельские мэры реализовали комплексный проект по оформлению прав на землю в соответствии с процедурами, установленными совместно Департаментом приватизации и управления государственным имуществом (Министерства экономики и реформ) и Национальным агентством кадастра, земельных ресурсов и геодезии. 60 Процесс децентрализации земельной реформы уменьшил вмешательство центральной бюрократии и позволил гражданам оказывать давление на мэров, которые откладывали действия.С другой стороны, децентрализованный процесс, наделивший мэров полномочиями, также позволил недобросовестным мэрам злоупотреблять своим авторитетом, чтобы вознаграждать друзей лучшей землей и наказывать врагов худшей землей. Однако в целом децентрализация оказалась эффективной стратегией для ускорения, а затем и завершения приватизации сельскохозяйственных земель в Молдове.

В западных странах СНГ только в Молдове зародился активный частный сектор в учреждениях по управлению земельными ресурсами сельскохозяйственных земель.В рамках проекта USAID по развитию рынков земли и недвижимости была предоставлена ​​финансовая и техническая поддержка для создания около 50 новых частных сюрвейерских фирм для реализации Национальной земельной программы, а также четырех частных брокерских фирм для оказания помощи покупателям и продавцам недвижимости в заключении сделок с землей. .

В Молдове в октябре 1999 г. в рамках проекта было оказано содействие четырем сотрудникам проекта (с предшествующим опытом приватизации городских земель, связанных с молдавскими коммерческими предприятиями) в создании четырех частных брокерских фирм по недвижимости для обслуживания предприятий, заинтересованных в приватизации земли под своими предприятиями, а также покупатели и продавцы частной недвижимости.Брокерские фирмы сыграли важную роль в оценке деятельности частных нотариусов и государственных региональных регистраторов недвижимости. Эти брокеры вынуждали нотариусов взимать со своих клиентов соответствующую плату за свои услуги и принимать надлежащие стандартизированные контракты. Они и жаловались в центральные регистрационные органы, когда региональные регистраторы завышали цену покупателям и продавцам недвижимости или иным образом не оказывали регистрационные услуги. Брокеры также информировали новых землевладельцев об их законных правах и помогали им реализовывать эти права во время сделок.Они оказались единственными организациями, которые представляют интересы своих клиентов, покупателей и продавцов недвижимости, потому что клиент платит комиссию и является источником реферального бизнеса.

Первоначально Проект нарушил государственную монополию на межевание земель, соблазнив государственных служащих создавать частные геодезические фирмы, обещая контракты на реализацию программы приватизации земли. Количество фирм росло с течением времени по мере роста программы приватизации.Без участия частных сюрвейерских фирм очень маловероятно, что приватизация земли могла бы быть завершена. После завершения программы приватизации земли в 2000 году многие частные фирмы нашли другой бизнес, включая реализацию других приватизаций, финансируемых донорами, а также контрактов и услуг Всемирного банка, необходимых для нового рынка недвижимости.

Были проблемы и с приватизацией геодезистов. Поскольку частным геодезистам платили только за выполненную работу, а не по дневной ставке, в их интересах было работать с местными «руководителями» фермерских хозяйств, а не напрямую с гражданами.Работа с местными руководителями ферм дала им легкий доступ к большому количеству работы. Иногда результатом был процесс принятия решений на местном уровне, который не предусматривал адекватного участия граждан. Кроме того, оплата по месту работы означала, что некоторые работы выполнялись в спешке.

Законопроект предложит россиянам бесплатные участки в Арктике

Грузовик едет по дороге на фото из архива от 21 октября 2019 года, на фоне заснеженных Хибинских гор на Кольском полуострове в Мурманской области России.(Максим Шеметов / Фото из архива Reuters)

МОСКВА — Россияне смогут бесплатно получить земельные участки в российской Арктике для строительства домов и открытия бизнеса в соответствии с законопроектом, разработанным правительством, когда Кремль пытается развивать свои ресурсы. -богатый Крайний Север.

Президент Владимир Путин сделал российскую арктическую полосу своим приоритетом, модернизируя инфраструктуру, усиливая военное присутствие и пытаясь сделать Северный морской путь важным морским маршрутом.

Законодательство, разработанное Министерством природных ресурсов, определяет программу для жителей российской Арктики по бесплатному приобретению до одного гектара земли для строительства дома или использования в коммерческих целях, например, в сфере туризма.

Через шесть месяцев эта программа будет открыта для всех россиян, говорится в заявлении министерства ресурсов. Предложение все еще должно быть одобрено парламентом и подписано Путиным, прежде чем оно станет законом.

Согласно предложению, отдельные арктические регионы определят, какие участки земли будут выделены под программу. Они будут переданы на пять лет, после чего владельцы должны будут зарегистрироваться в качестве владельцев или заключить долгосрочную аренду.

Москва выступила с аналогичной инициативой на Дальнем Востоке в 2016 году, чтобы поддержать население и экономику в своей малонаселенной восточной окраине.

«Это определенно послужит фактором для привлечения новых жителей в Арктику, в том числе для создания малого бизнеса», — сказал губернатор Мурманской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *