Толстовский дом ул рубинштейна: Толстовский дом — необычные достопримечательности Санкт-Петербурга
Содержание
Толстовский дом — необычные достопримечательности Санкт-Петербурга
Толстовский дом — это огромное шестиэтажное здание, расположенное на улице Рубинштейна 15–17 и выходящее на набережную реки Фонтанки. Часто это здание называют Доходным домом М.П. Толстого.
Арки, подъезды и сам Толстовский дом запомнились нам по фильмам режиссера Игоря Масленникова. Здесь снимались основные сцены полюбившейся мелодрамы «Зимняя вишня» и сериал о Шерлоке Холмсе, в котором арки и проезды Толстовского дома исполняли роль Лондонских улиц. Также здесь проходили съемки романтического кинофильма «Вам и не снилось» и остросюжетных детективов «Бандитский Петербург» и «Рожденная революцией».
Из истории
Толстовский дом был построен 100 лет назад в стиле Северного модерна, получившего развитие в начале 20 века под влиянием финской и шведской архитектуры.
Здание построено в 1910–1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого по проекту архитектора Федора Лидваля, в работе ему помогали ученики Ричард Китнер и Дмитрий Смирнов.
Толстовский дом — архитектура
По замыслу архитектора три просторных двора были объединены в улицу, связывающую набережную реки Фонтанки и улицу Рубинштейна.
Мы видим величественные ренессансные арки высотой до третьего этажа и расположенные рядом арочные проходы для пешеходов. Фасады здания отделаны тесаным известняком и различными по цвету и фактуре кирпичом и штукатуркой. В оформлении использованы характерные для модерна овальные окна, рельефные панно и ниши с вазами.
Чаще всего внутренние фасады зданий только штукатурились, здесь же они по композиции и оформлению выглядят не хуже, чем лицевые, выходящие на Фонтанку и улицу Рубенштейна.
Первоначально в среднем дворе располагалась восьмиугольная клумба с вазоном посередине, в советское время она была заменена на фонтан, к сожалению, не сохранившийся. Иногда поэтически настроенные люди называют этот внутренний проезд улицей Лидваля.
Архитектором сразу были предусмотрены водопровод, прачечная и лифты и рассчитано строение было для людей с разным состоянием, поэтому и квартиры в нем были разные — от скромных до роскошных.
Как добраться до Толстовского дома
Доехав до станции метро «Достоевская» выйти на Щербаков переулок и идти по нему до пересечения с улицей Рубинштейна. Повернуть направо и пройти примерно 100 метров. Вход во двор по магнитному ключу, но в дневное время несложно дождаться пока через ворота будет проходить кто-то из жителей.
Жители Толстовского дома
Толстовский дом — это один их символов эпохи Серебряного века и поэтому он всегда притягивал людей творческих и талантливых. В разные годы здесь жили князья Михаил Андроников и Андрей Гагарин, писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, балерины Ирина Колпакова и Галина Кремшевская. Сейчас в нем живут бизнесмен и меценат Владимир Кехман, продюсер Владимир Киселев и певец Эдуард Хиль. Во время своих приездов в Северную столицу здесь проживает и работает художник Михаил Шемякин.
Англичане говорят, что недвижимость только тогда может стать элитной и дорогой, когда она имеет историю и подтверждением этого является Толстовский дом, жить в котором престижно. Во дворе теснятся дорогие автомашины последних моделей, а здание круглосуточно охраняется. Толстовский двор — образец архитектуры Серебряного века и в дневное время все еще можно прогуляться по его дворам и полюбоваться старинным зданием.
Виртуальные прогулки
Толстовский дом в Санкт-Петербурге: история, фото, адрес
Одна из легендарных петербургских достопримечательностей – доходный дом графа М. Толстого, прозванный в народе Толстовским домом. Это огромное шестиэтажное здание, которое строителям удалось разместить на небольшом участке у набережной Фонтанки. Дом в стиле северный модерн отличается уникальной архитектурой фасада и потрясающей планировкой внутренних помещений.
В жилой комплекс можно въехать с двух сторон – с улицы Рубинштейна и набережной Фонтанки. Оба въезда представляют собой красивые строенные арки в стиле ренессанса.
Строительство Толстовского дома началось в 1910 году. Автором проекта выступил Ф. Лидваль. Архитектор придумал оригинальные дворы, соединяющиеся в небольшую улочку, гармонично «вливающуюся» в улицу Рубинштейна. Улочка получилась настолько необычной и европейской с виду, что в 20-ом веке она стала излюбленным местом кинематографистов. Например, здесь снимали сериал про Шерлока Холмса с В. Ливановым.
Оформление дворовых фасадов Толстовского дома богаче и выразительнее, чем внешних фасадов – это уникальное явление для архитектуры Петербурга. Парадные фасады отличаются строгостью и лаконичностью, при их декорировании строители использовали самые простые материалы – штукатурку, кирпич, известняковый камень. Дворовые же фасады украшены лепниной, резными балкончиками, барельефами, фонарями. Овальные окна заключены в красивые рельефные панно, под каждым окном – ниша для ваз с цветами.
Проходя через дворы здания, пешеходы следуют под огромными арками, достигающими третьего этажа. В среднем дворе архитектор поместил фонтан, до нашего времени, к сожалению, не дошедший. Коренные петербуржцы иногда называют дворы Толстовского дома «Улица Лидваля».
Планировка внутренних помещений здания разрабатывалась в соответствии с его предназначением – арендой жилья представителям разных слоев городской публики. Строители сразу по завершению отделочных работ провели в здание водопровод, установили лифты. В доходном доме графа М. Толстого можно было снять и комнату, и огромную квартиру.
В интерьерах Толстовского дома снимались фильмы «Зимняя вишня», «Рожденная революцией», сериал «Бандитский Петербург».
Но многочисленным туристам дом интересен, прежде всего, его жителями. С момента открытия в здании проживало невероятное количество знаменитых людей.
С 1913 по 1918 годы в Толстовском доме проживал писатель-сатирик А. Аверченко. В квартире С. Алянского, главы издательства «Алконост», печатавшего книги поэтов-символистов, бывали А. Блок, В. Каверин, М. Зощенко. В расположенном в одном из помещений первого этажа спортивном клубе «Санитас» занимался писатель А. Куприн. Поэт Е. Рейн приглашал в свою квартиру И. Бродского, А. Кушнера и С. Довлатова. Вплоть до 2012 года в Толстовском доме жил артист Э. Хиль.
И сегодня на «Улице Лидваля» можно встретить человека, знакомого по телевизору или газетам. В наше время в Толстовском доме проживают: художник и скульптор М. Шемякин, дирижер М. Янсонс, танцор В. Семенов, продюсер Б. Купсина.
В советское время в Толстовском доме жила элита страны и, соответственно, сюда часто наведывались сотрудники НКВД. В годы сталинских чисток из квартир ежемесячно исчезали люди. Так, в октябре 1937 года бесследно пропал сотрудник Ленинградского музея и консультант Красной Армии по Дальнему Востоку. В 90-е годы выяснилось, что он был расстрелян НКВД.
Толстовский дом окутан легендами и тайнами. Одним из самых известных мифов здания является история о квартире №60 на шестом этаже. Она считается, по аналогии с булгаковской, нехорошей. С момента постройки, человек, заселявшийся в 60-ю квартиру начинал меняться: он становился злым, агрессивным и нервным. В конце концов, несчастный жилец непременно превращался в так называемого «городского сумасшедшего».
В наше время квартиры в Толстовском доме считаются одними из самых дорогих в Петербурге. Во дворе не протолкнуться от автомобилей элитных марок. Окружающая территория огорожена и охраняется: пройти на «Улицу Лидваля» туристы смогут только в дневное время.
Толстовский дом в Санкт-Петербурге
Заказ на постройку этого дома архитектору Лидвалю поступил от генерала-майора графа Михаила Толстого, пятиюродного брата великого писателя Льва Николаевича Толстого. Фёдор Иванович Лидваль на тот момент был известнейшим в Петербурге архитектором, построившим самые знаковые в Северной столице здания в стиле модерн. Петербургская знать заказывала постройку своих особняков именно ему, кроме того, он работал над проектами внутренней отделки роскошных гостиниц. Толстовский дом строился в 1910—1912 годы как классический образец Северного модерна — стиля, обладающего чертами архитектуры, принятой в странах Скандинавии.
Лидваль задумал построить три больших двора и соединить их в улицу, ведущую с улицы Рубинштейна на набережную Фонтанки. Все они объединены огромными арками, выполненными в стиле ренессанс. Кстати, эти арки выполняют роль улиц Лондона в фильмах Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе, а ещё они были запечатлены в сериале «Зимняя вишня» и других известных кинокартинах. В отделке и лицевых, и внутренних фасадов дома использовался известняк, различного цвета кирпичи и штукатурка. Художественное оформление здания сдержанное и представлено распространёнными в модерне овальными окнами, рельефными панно и небольшими нишами с вазами. В Толстовском доме были самые разноплановые квартиры: от крохотных однокомнатных клетушек до роскошных апартаментов. При строительстве здания предусматривался водопровод и лифты.
Толстовский дом был сосредоточением творческих личностей. В разные эпохи здесь проживали писатели Александр Куприн и Аркадий Аверченко, музыкант Эдуард Хиль, балерина Ирина Колпакова, поэт Евгений Рейн и многие другие представители богемы. В гостях у здешних хозяев можно было встретить Анну Ахматову, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Аркадия Райкина.
Сегодня Толстовский дом — один из самых элитных в Санкт-Петербурге. И это совершенно естественно, учитывая его богатую историю: недаром англичане утверждают, что недвижимость становится дорогой только тогда, когда у неё есть история. А Оскар Уайлд считал, что дороже всего стоят дома с привидениями. Вот и в Толстовском доме тоже есть своя «нехорошая квартира», концентрирующая в себе всю негативную энергию. Это помещение сродни описанной Булгаковым в «Мастере и Маргарите» квартире №50. Правда, «толстовская квартира» числится под номером 60, в ней восемь комнат и расположена она на последнем, шестом этаже. На протяжении ста лет с каждым вселяющимся в эту квартиру начинали твориться совершенно необъяснимые вещи: любой жилец становился раздражительным и неуправляемо агрессивным, общался с окружающими как с представителями низшей касты и довольно быстро получал прозвище «городского сумасшедшего». Чем отличались обитатели этой «нехорошей квартиры», так это тягой к бесконечным доносам. В годы сталинских репрессий из квартиры стали исчезать люди, а потом из Домовой книги вообще пропала страница с данными об этой квартире и её жильцах. В начале 2000-х годов здесь жил очередной «городской сумасшедший», который изводил жителей дома своим неадекватным поведением и вечными жалобами.
Сегодня Толстовский дом нуждается в восстановлении внутренних фасадов и реставрации дворов.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Толстовский дом, интересные факты, история и легенды. Нехорошая квартира и кто такие фланеры?: alkopona — LiveJournal
В царскую столицу со всех уголков нашей родины съезжался не только цвет нации в виде родственников императорской семьи, графов и князей, но и весь людской сброд, который хотел прикоснуться к роскошной жизни этой столицы, почувствовать себя частичкой чего-то великого. В отличии от «элиты» они не могли себе позволить построить целый особняк на Каменном острове, а должны были довольствоваться съемным жильем и каморками, которое арендовали у тех же графов и князей, которые возводили специальные доходные дома, дабы еще больше срубить баблишка с населения и пополнить свой бюджет.
Толстовский дом. История и начало.
Одним из таких уникальных доходных домов и стал инвестиционный проект пятиюродного брата великого русского писателя Толстого (вот это дальность связей, за уши почти притащил), который в народе за звонкость фамилии хозяина получил гордое название — Толстовский Дом. Нетерпеливый читатель может перейти в конец поста и узнать мифы с легендами, узнать про нехорошую квартиру, а другому я расскажу пока другую, не менее интересную историю.
2.
Изюминкой этого проекта была сама застройка, вот сейчас звезды эстрады улыбаются как Чеширский кот, дабы вы оценили все возможности дорогостоящего винира, а тогда у великих мастеров архитектурного дела заказывали доходный дом, который всем своим видом говорил бы о возможностях и замашках своего хозяина.
3.
Отдельно стоит отметить, что в конце XIX начале XX века был целый бум на подобную архитектуру и проекты, что неудивительно. Развивалась железная дорога, прокладывали новые маршруты, и народ более охотно сбегал из своей глубинки в поисках лучшей жизни, прихватив с собой мешок картошки, штаны с рубахой, да сельского кота. Так столица быстро наполнилась эмигрантами, продажными женщинами и творческим сбродом.
4.
Как следствие на рубеже веков архитектура вошла в новую эру, в эру так называемых крупных «Жилых Комплексов», которые образовывали целые дома-кварталы. Конечно, это дикое сравнение современного Девяткино с доходными домами отстроенными под заказ в стилях эклектики, неоклассицизма или ар-нуво. А Толстовский дом так вообще вне досягаемости, как работа почитаемого в Петербурге мастера северного модерна — Фёдора Лидваля.
5.
При этом начало XX века становится новым этапом развития городского пространства. Петербург превращается в более динамичную столицу, по улицам начинают перемещаться первые автомобили, а по тротуарам слоняются бездельники-наблюдатели, домохозяйки и купцы, для которых во Франции даже подходящее слово придумали — фланёр.
6.
фото с сайта https://wikimedia.org
Фланёрствующий стиль перебирается и в архитектуру, модные европейские тенденции диктуют строительство удобных для прогулок улиц и пассажей, на первых этажах которых стали размещаться магазины, кафе, рестораны, да барбершопы. Как вы догадались наверно, те флёры очень похожи на наших хипстеров, разве что штаны не подворачивали, хотя шляпы и подтяжки носили.
7.
По задумке Лидваля в центре дома был не унылый двор-колодец, подбивающий на совершение суицида, а полноценный атриум для неспешных прогулок и дружеских посиделок. В таком дворе могло вырасти не одно поколение детишек, могли быть высушены тонны белья, тут могли поругались сотни соседей. В тот момент любой прохожий испытывал то самое ощущение добрососедства, которое сегодня нам так по душе в Европе.
8.
Через несколько лет вместе с кровью революции всю эту эстетскую и комфортную буржуазную среду смыло с улиц города, уступив все пространство коммунизму, где его использовали для массовых шествий и парадов, а слово фланёр заняло свое почетное место в словаре Даля и покрылось пылью времен. Интересно, слово хипстер ждет та же судьба?
9.
Новому режиму бездельники были не нужны, почти все квартиры распилили на коммунальные и награждали ими за успешную работу и поддержку нового режима, чем выше был ранг работника, тем пышнее и объемнее у него была коммуналка. Свобода слова и передвижения также оказались ненужными, поэтому свои дворы от гуляющих отгородили высокими заборами, дабы чекисты мимо не ходили и не подслушивали, а жителям то рассказать было о чем…
10.
Орден Тамплиеров
Одно из самых туманных и скрытых обществ на планете, с огромным количеством секретов скрытых от глаз. Люди не посвященные всегда хотели прикоснуться к запретному и очень старались разузнать про них побольше, многое додумывали сами, окружая их еще большим ореолом мистики и загадочности. Вот по этим слухам, которые мы сегодня уже вряд ли проверим, Толстовский дом населяли люди принадлежавшие этому самому тайному Ордену Тамплиеров. В паспорта к ним естественно никто не заглядывал, проверить сей факт достаточно сложно, скорее всего слухи распустили по городу историки, изучавшие фасады на присутствие следов тайного общества. Один из жильцов Толстовского дома Евгений Рейн в своем стихотворении описывает дом:
На стенах полу-львы — полу-грифоны,
И снова арка, и за ней укромный,
сквозь подворотню выход в переулок.
11.
Со своей стороны хочу заметить, что подозревать эту великую архитектуру есть в чем, по бокам арочных проездов располагаются пилястры, а над ними — египетские обелиски, что на тайном языке масонов — символ очищения души, устремленный вверх, к высокому. Между обелисками — еще один масонский символ, ликторские связки (фасции), то есть пучки прутьев для наказания. В архитектуре, как гласит Википедия, этот символ означает наказание того, кто не тешет камень сердца своего, не стремясь к высотам. Завернуто конечно, но и никто не обещал вам легкости в объяснении этих загадок.
12.
Давайте все же не будем забывать, что в первую очередь строительство дома предполагало сдачу квартир в аренду, поэтому в разное время здесь успели пожить писатель Аркадий Аверченко, профессор-медик Владимир Гаршин, начальник царской контрразведки Владимир Якубов, поэт-революционер Василий Князев, режиссер Кировского балета Михаил Георгиевский, князь Михаил Андроников, гимнастка Татьяна Сац, вышеупомянутый поэт Евгений Рейн. Раньше в этом доме жил певец Эдуард Хиль, сейчас живут бизнесмен и меценат Владимир Кехман, продюсер Владимир Киселев, во время посещения Петербурга здесь проживет и работает художник Михаил Шемякин.
13.
фото с сайта https://pastvu.com/
Толстовский дом стал участником многих произведений искусства — ему посвящали стихи, упоминали в книгах, снимали в кино. Например, в его квартирах и дворах снимали фильмы «Приключения принца Флоризеля», «Зимняя вишня», «Рождённая революцией», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Бандитский Петербург», но судя по главной легенде, одна из его квартир стала источником вдохновения Булгакова.
14.
фото с сайта http://hsmedia.ru/
Нехорошая квартира Булгакова
Городские сумасшедшие и верующие тоже не дремлют, они обвешавшись приборами и различными измерителями на манер киношных охотников за приведениями, объехали весь город и составили целую карту «аномальных» мест Петербурга, где этот дом занял свое почетное место в центре карты. Оказывается он находится в очень аномальной зоне и может именно этот факт объяснит происходившие здесь истории.
15.
По строкам из известного романа Булгакова «Мастер и Маргарита» мы знаем, что его нехорошая квартира имела номер 50, в ней было семь комнат и она располагалась на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии судьбы или под влиянием нечистой силы, наша нехорошая квартира получила номер 60, в ней было восемь комнат и расположилась она на шестом этаже шестиэтажного дома. Думаете, притягиваю за уши? Читайте дальше.
16.
С жильцами этой квартиры с момента заселения происходило что-то сверхъестественное, люди становились агрессивными, завистливыми, злобными, а еще писали доносы на соседей (в общем это описание рядовой советской женщины без секса, которого как известно не было), но вот по какой причине в тридцатых годах прошлого столетия из этой квартиры стали бесследно исчезать люди, никто не знает. Чертовщина не остановилась на этом, исчезла и запись об их существовании из домовой книги 1929-1930 годов, по ее анализу понятно, что там вообще такой квартиры нет. Дополню, что по слухам последний доносчик жил в этой коммунальной квартире в конце девяностых годов и, говорят, довел некоторых своих соседей до порога сумасшедшего дома.
17.
Многие скажут — совпадение, но ведь когда Булгаков приезжал в Ленинград, то останавливался у родственников. Где? Именно в этой квартире, где проживал брат жены его дяди, и хотелось бы отметить, что ее исторический номер 660, ведь в Толстовском доме нумерация у квартир трехзначная, как в гостиницах, где первая цифра означает номер этажа. Для полной чертовщины и мистики нужно было дорисовать на конце третью шестерку, но я решил не вмешиваться в факты городских легенд, которые гласят, что именно этот брат, консультант одного музея по фамилии Позднеев в 1927 году пропал без вести, и только спустя месяц семья писателя узнала, что его расстреляли и именно эта история также могла стать основой великого романа…
[Где это?]
Адрес: Рубинштейна ул., 15
Время работы: Круглосуточно
18.
Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Дом Толстого | Санкт-Петербург Центр
Многим в Петербурге ведом короткий путь к набережной Фонтанке со стороны улицы Рубинштейна. Он лежит через проходной двор дома, называемого в народе Толстовским. Это архитектурное шестиэтажное строение было возведено в десятых годах XX века и является ярким представителем северного модерна.
Огромное здание обрамляет три двора и образует большой жилой квартал. Автором проекта доходного дома является Федор ЛидвАль. Архитектурная особенность строения – величественные арки ренессансного типа высотой в три этажа, прорезаемые улицей.
Историческая справка
В начале XX века в Петербурге велось активное строительство доходных домов. К их числу относится и дом, заказанный отставным генерал-майором, графом Михаилом Толстым – дальним родственником великого писателя, участником Русско-Турецкой войны и уважаемым человеком. Вместе с семьей он жил в роскошных апартаментах на Моховой улице: после завершения строительства в новый дом так не переселился.
Проект доходного дома подразумевал ведение строительных работ на узком участке между Фонтанкой и Троицкой улицей. Лидваль спроектировал для графа огромное шестиэтажное здание, соединяющее чередой дворов-залов две городские магистрали. Строительство велось на протяжении трех лет. О возведении того или иного жилого корпуса свидетельствуют медальоны с годом постройки над арками и парадным входом.
У доходного дома было всего два хозяина: сам граф Толстой, а после его смерти – жена, графиня Ольга Толстая. После Октябрьской революции дом национализировали.
Архитектурные особенности доходного дома
Две улицы, между которыми выделили место под застройку, были не параллельны друг другу, из-за чего земельный участок под строительство доходного дома имел неправильные очертания. Лидваль успешно справился с этим обстоятельством, расположив проходные арки по ломаной линии. Ни с одной из сторон улицы не просматриваются одновременно ни арки, ни парадные дворы: архитектура и величие каждого свода раскрываются постепенно.
Фасады двух зданий, выходящие на оживленные улицы, отличаются друг от друга. Тот, который смотрит на Фонтанку, имеет строгие линии и «спокойную» архитектуру. Он облицован фактурной штукатуркой, тесаным известняком и красным кирпичом. Мансарда и классические декоративные элементы выдают характерные черты северного модерна. Другой внешний фасад в архитекторском плане более уравновешен, но и у него есть своя изюминка: ворота расположены по центру здания, а выступающие по краям части лишены симметрии.
Отделка внутренних и наружных фасадов лишена излишеств. В некоторых местах наблюдаются рельефные панно и ниши с каменными вазами. Главный акцент – на стилизованные арки и изящно прорисованные арочные своды, украшенные пилястрами, капителями, обелисками и железными фонарями.
Жильцы дома
Толстовский дом интересен не только архитектурным решением, но и рациональной планировкой внутренних помещений. Изначально квартиры в нем предназначались для разных слоев населения, поэтому Лидваль спланировал и просторные апартаменты, и однокомнатные «студии».
Среди известных людей в этом доме жили жандармский полковник Якубов, начальник императорской охраны генерал-майор Спиридович, спортсмен Чаплинский, монархист Пурышев, князь-авантюрист Андроников. Из деятелей современности – гимнастка Сац, профессор Гаршин, академик Кизилов, балерина Кремшевская, певец Хиль и многие другие.
Легенда дома Толстого
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» все действия разворачиваются в Москве. Но литературоведы считают, что прообразом «нехорошей квартиры», в которой происходил бал сатаны, является квартира № 60 толстовского дома. Она имеет 8 комнат, занимает шестой этаж шестиэтажного дома. С момента сдачи дома с жильцами этой квартиры постоянно случались разного рода оказии: они становились агрессивными, злобными и завистливыми, часто занимались доносами, а иногда оказывались в сумасшедшем доме.
Кроме того замечено, что из этой квартиры по необъяснимым причинам постоянно исчезали люди (говорят, такое творится вплоть до настоящего времени). В домовой книге 30-х годов есть запись, которая зафиксировала это странное событие: «Все жильцы бесследно исчезли!»
Судьба длиною в век | МемоКлуб.ру
Толстовский дом. Фотография 1912 г.
Толстовский дом — неофициальное, но широко распространённое название знаменитого дома в Санкт-Петербурге, имеющего адрес: улица Рубинштейна (бывшая Троицкая), дом № 15-17, или набережная реки Фонтанки, дом 54.
Вид Толстовского дома со стороны Фонтанки. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Архитектор дома — Ф. И. Лидваль. Дом строился при участии техника Д. Д. Смирнова — ученика Ф. И. Лидваля.
Дом построен в 1910-1912 годах по заказу генерал- майора графа Михаила Павловича Толстого, по фамилии которого он и получил своё неофициальное название.
После смерти графа Михаила Павловича владелицей дома с 1913 года стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая, уроженная княжна Васильчикова. Графиня была вторым и последним частным владельцем дома. В 1918 (?) дом был национализирован. Архитектурный стиль — «северный модерн».
Охранная доска на Толстовском доме. Фото Ю. И. Стальбаума
Статус дома — памятник архитектуры регионального значения.
Объект Культурного наследия Российской Федерации (памятник архитектуры Регионального значения) № 7800770000.
С 1988 года дополнительный охранный статус дому обеспечивала его принадлежность Объединенной охранной зоне Санкт-Петербурга, соответствовавшей границам исторического центра, признанного объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 540). Однако, с 2008-го года, после сокращения Охранной зоны, статус этой территории был понижен до уровня «Зоны регулируемой застройки».
Театр имени А. С. Пушкина (Александровский). Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
В 2008 году в доме создано ТСЖ «Толстовский дом», которое предпринимает усилия по ремонту, реставрации и сохранению Толстовского дома. В настоящее время Толстовский дом имеет искажения в архитектурном облике, внесенные «ремонтами» некоторых жителей (например: надстройка-«курятник» над мансардой во дворе со стороны Фонтанки) и работами городских Жилищно-коммунальных служб.
При ТСЖ на общественных началах создается музей «Толстовский дом» и готовится программа празднования 100-летия Толстовского дома. Первым мероприятием по этой программе является издание этой книги.
Большой драматический театр (БДТ). Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Толстовский дом находится в историческом центре Санкт-Петербурга, буквально на перекрёстке «культурных дорог». Многие артисты и режиссёры спешили в свои театры через дворы Толстовского дома, ведь он буквально окружен театрами. Поблизости от него находятся: Большой Драматический Театр им. Г.А.Товстоногова,
Чуть поодаль: Театр комедии им. Н.П.Акимова, Театр марионеток им. Е.А.Деммени, Большой и Малый залы Филармонии, Михайловский театр, Театр юного зрителя им. А.А.Брянцева, Театр музыкальной комедии, Драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской, театр «Маска», театр «Приют комедианта» …
Аничков мост. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Невдалеке от Толстовского дома — дворцы, памятники, особняки: императорский Аничков дворец (архитекторы Михаил Земцов и Иван Старов), Императорский Кабинет (архитектор Джакомо Кваренги), дом Императорского Кабинета (архитектор Луиджи Руска), дворец Белосельских-Белозерских (архитектор Андрей Штакеншнейдер), Михайловский дворец (ныне Русский музей), Михайловский (Инженерный) замок, Казанский собор, дом графини Карловой (архитектор Вильгельм Лангваген), дом купца Елисеева (архитектор Гавриил Барановский), площадь Ломоносова, обрамлённая постройками великого Карла Росси, чудесный мост Ломоносова (бывший Чернышёв) и прекрасный Аничков мост с конными монументами барона Петра Клодта фон Юргенсбурга.
Павильон Росси Аничкова дворца. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Рядом с Толстовским домом жили многие выдающиеся люди XX века. В доме № 50 по Фонтанке жили Евгений Чарушин и легендарный дирижёр Карл Ильич Элиасберг.
Памятник Екатерине II напротив Александровского театра.. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
В школе на Фонтанке (дом № 62) учился будущий великий артист Аркадий Райкин. В доме- коммуне на углу улицы Рубинштейна и Графского переулка жила поэтесса Ольга Берггольц. В доме № 23 на улице Рубинштейна жил писатель Сергей Довлатов, в доме № 11 и сейчас живёт всеми любимая актриса Алиса Фрейндлих, а в скверике возле Толстовского дома можно увидеть гуляющего с внучкой знаменитого магистра Александра Друзя…
Мост Ломоносова (бывший Чернышов). Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Толстовский дом построен на длинном и узком участке неправильной формы, протянувшемся от Троицкой улицы (ныне улица Рубинштейна) до набережной реки Фонтанки. Нынешнее пространство Толстовского дома к началу XX века занимала хаотическая застройка из многочисленных домов и хозяйственных построек. Никаких архитектурных памятников здесь не было, так же как не было никакого единого стиля застройки. Единственной связующей особенностью этого городского пространства было то, что большинство его владельцев были женщины.
Памятник Н. В. Гоголю на Малой Конюшенной. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Например, в 1896 году, согласно справочнику «Весь Санкт-Петербург» по Троицкой улице среди владельцев домов № 15 и 17 были баронесса Ливен Елизавета Густавовна, фон-дер-Брюген Лидия Густавовна и фон Вилькен Мария Густавовна (родные сёстры, дочери Франка Густава Густавовича). По набережной Фонтанки в разное время на месте Толстовского дома находились участки и дома, принадлежавшие жене титулярного советника Марии Фёдоровне Руадзе и княгине Саломее Агафоновне Эристовой (рождённой Акимовой).
Дирижёр Карл Ильич Элиасберг. Жил в соседнем доме и часто бывал в гостях у своего друга М Я Крамера в квартире 333
Пространство прекрасно организованной анфилады внутренних дворов Толстовского дома выводит из тесноты улицы Рубинштейна (бывшей Троицкой) с прилегающими узкими переулками и дворами- колодцами к простору Фонтанки.
С улицы Рубинштейна дворы Толстовского дома «затягивают» пешехода заглублённой, относительно «красной линии», средней частью фасада. Эффект «воронки» ещё более усиливается трёхпролётной аркой, которая повторяется ещё, ещё и ещё раз. Архитектурная ось самого дома изгибается, не давая взгляду охватить всю глубину «анфилады», затягивая зрителя в небольшое путешествие. В середине этого путешествия справа неожиданно открывается вид на своеобразный внутренний курдонёр (открытый к улице двор), кажущийся глубоким и торжественным за счёт театрального эффекта значительно сужающихся боковых стен-кулис. Парадные дворы играют роль внутренней улицы, а средний двор (с курдонёром) — роль небольшой торжественной площади с римским фонтаном, к сожалению, не сохранившимся.
Арка Толстовского дома.
Фонтанка возле Летнего дворца Петра I. Рисунок М. В. Добужинского
Чернышов мост. Рисунок М. В. Добужинского
Римский фонтан, спроектированный и построенный Ф. И. Лидвалем, был до неузнаваемости переделан, действовал до 1950-х годов и полностью утрачен в 1990-е. Первоначально проезды находились по центру дворов, а небольшими газончиками были заняты только очень узкие полоски вдоль своеобразной улицы. В советское время облик дворов был значительно изменён: посередине дворов, в проездах, были разбиты газоны, на которых были высажены тополя, а в фонтане установлена бетонная отливка. Таким образом, исчезла задуманная Ф. И. Лидвалем внутренняя улица с небольшой площадью (иногда поэтически называемая улицей зодчего Лидваля)…
Фонтанка возле Летнего сада. Рисунок А. П. Остроумовой-Лебедевой
В конце путешествия по улице Лидваля неожиданно распахивается вид на Фонтанку: »Сочетание воды и камня порождает здесь особую, величественную атмосферу» (С. А.Довлатов).
Аничков мост в дождь. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Это поэтическое сочетание притягивало к Фонтанке многих художников и писателей. Многочисленные изображения берегов Фонтанки — в произведениях художников серебряного века и наших современников. Река заставляет взглянуть в одну сторону — и слева перспектива с мостом Ломоносова и куполами Троицкого собора, взглянуть в другую сторону — и справа перспектива реки с Аничковым мостом и шпилем старинной церкви Симеония Богоприимца и пророчицы Анны.
Трёхпролётные арки Толстовского дома опираются на квадратные в плане колонны и пилястры из пудожского камня. Со стороны фасадов (и уличных, и дворовых) над капителями колонн и пилястр возвышаются в виде барельефов египетские обелиски (тоЖе из пудожского камня). Для прохожего — это просто архитектурные украшения. Для человека посвященного — закодированные послания поколениям. Историк Галина Зеленская в одном из интервью предложила некоторые их расшифровки: «Я очень хорошо знаю закодированный язык, в котором высказываются архитектурные заповеди в камне. Масонские заповеди. Это великое право, долг, возможность, обязанность быть человеком, который, как масоны, ищет правды через понимание сутей. И то, что архитекторы 18-го, 19-го и начала 20-го века были масонами, это никак не говорит о них как о заговорщиках или носителях темных оккультных сил. Нет-нет. Это были люди ищущие, и этот поиск их объединял. Египетские обелиски — это символ очищения души через устремленность от земного, низменного, к горнему, высокому. Символ очищения души. Между обелиском и овальным окном ликторские пучки. Это тоже распространенный масонский символ. Это розги, плети для наказания. Их носили ликторы — стражи, которые в древнеримской республике сопровождали должностных лиц. Это означало наказание того, кто не тешет камень сердца своего, не стремясь к высотам. Значит перед нами не просто дом, а дом-заповедь в камне»* Подробное рассмотрение символов и символики Толстовского дома выходит за рамки данной работы. Отмечу лишь то, что в одном из интервью Эдуард Хиль (житель Толстовского дома) утверждал: «До революции в Толстовском доме находилась масонская ложа». Так ли это — ещё предстоит проверить.
Толстовский дом. Средний двор, фото 1912 г.
Средний двор, фото 1912 г.
Культурологические воззрения Н.П.Анциферова позволяют рассматривать город как цельный историко-культурный организм, выделяя «анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма». Санкт-Петербургский жилой комплекс Толстовский дом имеет множество признаков некоего самостоятельного организма, и в этом смысле представляет из себя «город в городе», то есть опираясь на теорию Н.П.Анциферова можно выделить его «анатомию», «физиологию» и «психологию (душу)», рассматривая генезис Толстовского дома как рождение историко-культурного организма. Эволюция этого историко-культурного организма может рассматриваться в рамках таких научных направлений как историческая культурология, разрабатываемого С.Н.Иконниковой, и теория интеграции культурологии и регионалистики, разрабатываемого Л.М.Мосоловой.
Толстовский дом со стороны Фонтанки. Современный вид. Фото Л. Л. Колпакчиева, 2010 год.
Жилой комплекс Толстовский дом как любой эволюционирующий организм является открытой динамической системой и находится в сложном взаимодействии с другими урбанистическими системами, входя на правах компонента в их иерархию. Толстовский дом занимает вполне определённый иерархический уровень в ряду пространственных и временных систем. У Толстовского дома существуют как вышестоящие в пространственной иерархии структуры: квартал, микрорайон, район, город, область и т.д., так и нижестоящие в пространственной иерархии структуры: двор (или корпус) жилого комплекса, подъезд (парадная), этаж, квартира.
Толстовский дом, фото 1912 г.
Следует заметить, что определённой заслугой Ф.И.Лидваля является перевод многоквартирного «доходного» дома на более высокий иерархический уровень и создание нового типа жилья — жилого комплекса. Биологи сказали бы, что он создал более высокий таксономический уровень Жилья. Следует отметить, что объективно существующая иерархия урбанистических структур требует и соответствующей иерархии структур управления и обслуживания, что в настоящее время соблюдается далеко не всегда. Подстройка внутригородских структур управления и обслуживания к реалиям иерархии урбанистических структур идёт, как правило, «методом тыка», без учёта какого либо научного анализа. Например, созданному в 2008 году ТСЖ «Толстовский дом» городские власти передали коммуникации, прилегающие территории и строения без учёта их единой «анатомии» и «физиологии».
Кроме пространственной иерархии, Толстовский дом уже сто лет существует и во временной иерархии, состоящей из более-менее чётко выделенных периодов: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, годовых, сезонных и т.п.
Толстовский дом. Архитектурная деталь. Фото Ю. И. Стальбаума, 2010 год.
Церковь Симеония и Анны — одна из «хоровода» соборов и церквей вокруг Толстовского дома. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М Н. Колотило
Таким образом, как мы видим, Толстовский дом представляет из себя некий организм, «город в городе», и может рассматриваться как урбанистическая структура , открытая саморазвивающаяся система. С другой стороны, Толстовский дом представляет собой некую утилитарную вещь (правда вещь очень больших размеров), имеющую историко-культурную, художественную и сакральную ценность, то есть может рассматриваться с точки зрения концепции С.Т.Махлиной о вещи как феномене культуры. В любом случае, Толстовский дом и как историко-культурный объект, и как феномен культуры имеет огромное (в том числе и сакральное) значение, требует сохранения, консервации и реставрации. Дальнейшие перспективы использования Толстовского дома как историко-культурного объекта определяются исходя не столько из его утилитарного назначения (как просто жилого комплекса), а скорее с точки зрения концепции «центров общества», созданной Ш.Айзенштадтом. Согласно этой концепции Толстовский дом является не только и не столько феноменом пространственной или временной локализации, а в значительной мере «феноменом мира ценностей и верований».
__________________
Основные архитектурные оси Санкт-Петербурга образуют «Невский трезубец». От здания Адмиралтейства отходят три магистрали: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Там где «трезубец» пронзает реку Фонтанку, между Невским и Гороховой расположен Толстовский дом.
Через Толстовский дом проходят некоторые архитектурно-планировочные оси, не столь известные и явные как «Невский трезубец», но несущие определённую городскую архитектурную нагрузку и имеющие в некотором смысле сакральное содержание.
Казанский собор — один из «хоровода» соборов и церквей вокруг Толстовского дома. Рисунок А. Е. Гаричева. Из коллекции М. Н. Колотило
Основная ось: Адмиралтейский собор (находился в левом крыле здания Адмиралтейства) — Казанский собор — башенка со шпилем управления Октябрьской Железной дороги — Толстовский дом — Владимирский собор — Единоверческая церковь (ныне не действующая, в ней расположен Музей Арктики и Антарктики) — Троицкий собор Александро-Невской лавры.Поперечная ось: Преображенский собор — разрушенная церковь подворья Троице-Сергиевского монастыря — Толстовский дом — церковь в Подъездном переулке (ныне не действующая, без креста и сильно перестроенная). Эта ось также проходит через башенку на угловом доме Загородного проспекта и Звенигородской улицы.
Диагональные оси
Схема расположения Толстовского дома в Санкт-Петербурге черный крест — действующие соборы или церкви белый крест — разрушенные или не действующие соборы и церкви (существовавшие во время постройки Толстовского дома) большой черный кружок — Толстовский дом черная точка — архитектурная доминанта
Первая диагональная ось: к сожалению, полностью разрушена, так как «опиралась» на два красивейших и важнейших собора: Спас-на-Сенной и Знаменский, которые были взорваны коммунистическими властями. Продолжение этой оси опиралось на Вознесенский собор, также взорванный и разрушенный до основания.
Вторая диагональная ось: шпиль церкви в Михайловском замке — Толстовский дом — шпиль колокольни Крестовоздвиженского собора на Лиговке.
Относительно главной планировочной оси, проходящей через Толстовский дом, можно сказать, что она, опираясь на серьёзные архитектурные доминанты, «уравновешивает» и «смягчает» излом Невского проспекта в районе площади Восстания, «удерживая» концы Невского, как тетива удерживает в напряжении лук. Хотя это абсолютно субъективное и даже иррациональное впечатление.
Определённую сакральную ауру Толстовского дома создают и культовые сооружения не попадающие на архитектурно-планировочные оси, но буквально «хороводом» стоящие на некотором расстоянии от Толстовского дома. Вместе с разрушенными и перестроенными в советское время церквями их несколько десятков.
Спас-на-Крови — один из «хоровода» соборов
Наверное, немаловажную роль в начальном периоде жизни дома играл тот факт, что дом официальный расположен был на Троицкой улице. Наверное, всеми уважаемый музыкант и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн, живший на Троицкой улице, отнюдь не обрадовался бы, узнав, как современные экскурсоводы рассказывают, что он жил на улице Рубинштейна. (Впрочем, совсем не лучше: в городе Пушкине учился Пушкин или в городе Ломоносове неоднократно бывал Ломоносов).
Топонимика — это элемент сакральной географии и истории культуры. Она не должна быть служанкой политической конъюнктуры. Представляется целесообразным возвращение исторического названия Троицкой улицы. Тогда будут соответствовать действительности фразы: А.Г.Рубинштейн жил на Троицкой; М.П.Толстой купил участок на Троицкой и по его заказу Ф.И.Лидваль построил жилой комплекс на Троицкой.
При этом из обихода жителей исчезнут фразы, более уместные на концертах юмористов: въехал на Рубинштейна; встал на Рубинштейна; прорвало канализацию на Рубинштейна или дом в конце Рубинштейна.
Далее >>
В начало
Автор: Колотило Марина Николаевна | слов 2489
Официальный сайт ТСЖ «Толстовский Дом»
Исх. 24/21 от 10.03.2021 г. Собственнику жилого помещения
в доме 15-17 по ул. Рубинштейна
Уважаемый собственник!
С «16» ноября 2020 г. НО «Фонд капитальных ремонтов многоквартирных домов» приступает к выполнению работ по ремонту системы водоотведения в МКД № 15-17 по ул. Рубинштейна, лит. А. Исполнитель работ («Подрядчик» — ООО «Неолит»), договор № 18-190/Б/ИС/2020 от 24.03.2020.. Ориентировочный срок окончания работ – 16 апрель 2021 г.
ЗАМЕНА ЧУГУННЫХ ТРУБ СТОЯКОВ И ВЫПОЛНЕННЫХ С НАРУШЕНИЕМ КОММУНИКАЦИЙ ВОДООТВЕДЕНИЯ ОБЯЗЯТЕЛЬНА!
Для выполнения работ собственник (арендатор, пользователь) помещения предоставляет полный доступ к общедомовым коммуникациям канализации в занимаемых помещениях для проведения работ.
Отказ от выполнения работ будет оформлен документально с последующим возложением ответственности на собственника квартиры, что не освобождает от выполнения работ за счёт средств собственника в дальнейшем по решению суда.
Для принятия решения о проведении работ в помещении и составления плана-графика работ производится осмотр коммуникаций в помещении.
Осмотр коммуникаций в жилых помещениях будет производиться в период с 15 по 19 марта с 10.00 до 13.00 по приложенному к уведомлению графику.
Учитывая вышеизложенное Вам необходимо предоставить доступ в квартиру к коммуникациям системы канализации сотрудникам ТСЖ, обслуживающей дом организации и представителям ООО «Неолит» для осмотра.
График осмотра
№№ кв | 15.03. 2021 | 16.03. 2021 | 17.03. 2021 | 18.03. 2021 | 19.03. 2021 | |
1 пар | 201-601 |
+
|
|
|
|
|
1 ч/л | 234-534 |
|
|
|
| |
5 пар | 105-605 |
|
|
|
| |
106-606 |
|
|
|
| ||
7 пар | 107-667 |
| + |
|
|
|
108-608 |
|
|
|
| ||
9пар |
|
| + |
|
| |
11 пар | 229-529 |
| + |
|
|
|
130-630 |
|
|
|
| ||
13 пар | 231-631 |
|
|
|
| |
232-632 |
|
|
|
| ||
15 пар | 133-633 |
|
|
|
| |
13 ч/л | 141,433 |
|
|
|
| |
2 пар | 251-651 |
|
|
| + |
|
252-652 |
|
|
|
| ||
2 ч/л | 281-670 |
|
|
|
| |
4 пар | 153-653 |
|
|
|
| |
254-654 |
|
|
|
| ||
6 пар | 255-655 |
|
|
|
| |
156-656 |
|
|
|
| ||
8 пар | 157-657 |
|
|
|
| + |
258-658 |
|
|
|
| ||
10 пар | 259-659 |
|
|
|
| |
160-660 |
|
|
|
| ||
10 ч/л | 339, 669 |
|
|
|
| |
12 пар | 261-667 |
|
|
|
| |
262-662 |
|
|
|
| ||
12 ч/л | 342,442,644 |
|
|
|
| |
14 пар | 264-664 |
|
|
|
|
Управляющий ТСЖ «Толстовский Дом» Самсыгин Е. А.
История улицы Рубинштейна | Школа русского языка ProBa
История Рубинштейна улица
Улица Рубинштейна, на которой расположен языковой центр ProBa, расположена в самом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта — главной улицы нашего города.
Улица была названа в честь Антона Рубинштейна, композитора и наставника Чайковского.
Улица Рубинштейна — это «обеденный рай» города.«Почти в каждом из 40 зданий на этой компактной улице есть ресторан, кафе, бар или паб.
Более века назад на этой улице пересекались пути многих известных русских писателей и поэтов, таких как Бродский и Довлатов, и, конечно же, многих звезд андеграундного рока.
Самая известная постройка — «Дом Толстого». Он принадлежал графу Михаилу Толстому, дальнему родственнику Льва Толстого — величайшего русского писателя. Интересный факт: прообраз одного из экстравагантных и загадочных персонажей русской литературы, профессора Воланда (самого Дьявола) из «Мастера и Маргариты» (одного из самых интересных шедевров, которые можно было читать, чтобы выучить русский язык) написан Михаила Булгакова, тоже жил в этом доме. Находясь в Санкт-Петербурге, Булгаков останавливался в квартире Дмитрия Позднеева, ученого и одного из родственников Булгакова. У Позднеева, человека с незаурядной личностью, было много общего с его вымышленной характеристикой: у Воланда был «пустой левый глаз», как и у Позднеева, который носил стеклянный протез; Оба они были темноволосыми профессорами-востоковедами высокого роста и заядлыми курильщиками с низким голосом. Позднеев был казнен во время сталинской чистки в 1937 году, а образ Воланда навсегда остался в романе Булгакова.
В 1950-е годы среди жителей улицы Рубинштейна был Евгений Рейн, поэт и друг Иосифа Бродского. Впервые они познакомились в конце 50-х: Бродский навещал его и читал стихи, которые очень нравились Рейну. Так они стали друзьями. Через некоторое время Рейн получил комнату на улице Рубинштейна, 19, и Бродский помог ему переехать. Он жил поблизости, поэтому поэты стали видеться ежедневно.
Также Рейн дружил с известным писателем Сергеем Довлатовым. Он навещал Рейна почти каждый день, так как жил поблизости — на улице Рубинштейна, 23, до его эмиграции в США.
Сквозь окна дома Толстого можно увидеть красивый, но небольшой сквер, названный в честь певца Эдуарда Хиля, известного также как «Мистер. Трололо ».
В начале 1980-х годов на улице росло количество молодых рок-музыкантов, поэтому в 1981 году был открыт первый в России официальный рок-клуб на Рубинштейне 13. Это было единственное место, где музыканты могли легально играть рок-музыку. Этот рок-клуб помог начать карьеру таких групп, как «Кино», песни которых популярны и по сей день.
Сегодня улица Рубинштейна — одна из самых загруженных улиц Санкт-Петербурга, особенно в вечернее время. На короткой улице Рубинштейна расположено более 50 ресторанов и баров. Каждый бар старается привлечь внимание своим стилем. Итак, улица Рубинштейна — одно из мест, которые обязательно стоит посетить в Санкт-Петербурге.
Самые красивые арки Св.Петербург — Путеводитель для вас
Арки Дома Нобеля
Здание было спроектировано архитектором Лидвалем в начале 20 века вместе с остальной частью города Нобель: усадьбой, фабричными постройками, зданиями, где оказывались социальные услуги рабочим. Арка дома Нобелей — один из самых красивых элементов здания.
Где: Лесной проспект, 20
Арки Дома Толстовского
Дом был построен для генерал-майора Петра Толстого в 1910-1912 годах.Арки, изобретенные Лидвалем, стали визитной карточкой дома. Их изображают на открытках, их можно увидеть в кино. Высокие, с полуколоннами по бокам, украшенные фонарями и круглыми окнами, арки создают атмосферу XIX века. Дворы дома образуют весь город, а дорога, проходящая через три арки, носит неофициальное название «Улица Архитектора Лидвалла».
Где: улица Рубинштейна, 17
Арка Новой Голландии
Арка Новой Голландии — визитная карточка острова.Редкое для Петербурга сочетание красного кирпича и гранита было решено использовать архитектор Жан-Батист Валлен-Деламо, которому было поручено в 1779-1787 годах перестроить Новую Голландию.
Где: Мойка
Арка Провал
Здание построено по проекту архитектора Трусова в 1877 году.
Изначально предназначался для городской бедноты.
Где-то в середине коридора внезапно открывается огромный трехэтажный проем, на который выходят окна. Считается, что, стоя перед проемом света, нужно загадать желание.
Где: 13 линия Васильевского острова
Изогнутые арки
Изогнутые арки на улице Ломоносова и Каменноостровском проспекте.Арки напоминают лабиринт.
Никогда не знаешь, что за углом.
Где: Каменноостровский проспект, 26
петербургских архитекторов: Лидваль Федор Иванович
Санкт-Петербург — главный фасад Российской Империи со стороны Европы. По его словам, отношение западных государств к новому городу и всей Российской Империи будет формироваться. Петр I это хорошо понимал. Но в России еще не было своих архитекторов, способных создать истинный европейский облик Санкт-Петербурга.Петербург. Поэтому император на договорной основе приглашает западных талантов, работу которых в то время в Европе найти было практически невозможно. И они катаются. Часто, прилетев «ненадолго», остаются на долгие годы, а то и на всю жизнь. И сюда привозят семьи. И они сами служат новому государю и своему отпрыску, становясь подданными Российской империи по наследственному закону. Таким образом, жизнь формировал один из самых известных мастеров конца 19 — начала 20 века, архитектор Лидваль Ф.I.
Биографическая справка
Барон Федор Иванович Лидваль — сын гражданина Швеции, но родился не на своей исторической родине, а в Санкт-Петербурге. У него было прекрасное образование, как и у многих аристократов: окончил начальную школу при церкви св. Екатерины на Невском проспекте, Реальное училище и Школу технического рисования, а затем — Академию трех выдающихся искусств. . Обучение, продолженное в мастерской Льва Николаевича Бенуа, помогло определить стилистическое направление творчества и назначение построек, к которым архитектор Лидваль подошел с вниманием, творчеством и ответственностью.
Более 25 лет мастер отдавал своему ремеслу, более 7 — обучал будущих архитекторов, готовя высокопрофессиональные кадры. Через год после событий 1917 года эмигрировал в Швецию.
Федор Иванович Лидваль прожил долгую и насыщенную жизнь. Он дожил до 75 лет и умер в Стокгольме.
Характеристика творчества
Архитектор Лидваль выбрал архитектуру прибыльного бизнеса в качестве основной области творческого приложения.Большинство его объектов — это многоквартирные дома и отели. Он построил свои шедевры в стиле северного модерна. В соответствии с ним, здания Лидваля массивны и монументальны, кажутся построенными на века. В соответствии с выбранным стилем используются в основном натуральные строительные материалы — камень и дерево. Существенные по декору, они выглядят строго и просто, но при этом остаются аристократичными и утонченными. Масштаб генерального плана поражает воображение.
Дом Толстого
в г.В Петербурге это один из самых известных доходных домов, построенный по проекту Ф. И. Лидвалля. Он расположен на набережной реки Фонтанки и улицы Рубинштейна. Почему Толстовский? Все очень просто — в Петербурге часто доходным домам давали названия по фамилии домовладельца, в данном случае — М.П. Толстого.
Чем знаменит дом Толстовского в Петербурге? Это здание можно назвать киноактером, ведь оно, пожалуй, главный герой многих известных фильмов советского и постсоветского периода: «Тебе и не снилось», «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора».Ватсон »,« Бандитский Петербург »и другие.
Дом, как и другие сооружения Ф. И. Лидвалля, возведен в избранном им стиле северного модернизма. Это девятиэтажное расширенное строение с большим двором и множеством арок выглядит очень монументально. Он также облицован тесаным известняком. Нижняя часть фасада выделена красным кирпичом и оштукатурена. В качестве декора использованы рельефные панно и окна овальной формы, вазы в нишах.
Astoria
Отель в г.«Петербург» — одно из построек архитектора Лидваля, которое гармонично вписывается в уже существующий архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Он расположен на его пересечении с Большой Морской улицей и выполнен в виде трапеции с узкой, слегка вогнутой стороной по восточной границе площади.
Создание отеля, претендующего на звание одного из лучших в Европе, профинансировала немецкая организация Weiss & Freitag. Его студенты — студенты и выпускники Политехнического института — помогли Лидвалю в реализации проекта.Место, которое было выбрано для строительства новой гостиницы, заняло полуразрушенное здание бристольских меблированных комнат.
При строительстве гостиницы «Астория» использовались новейшие строительные технологии и дизайн, уникальные сорта красного гранита Выборгских карьеров, большое количество стекла и разные виды деревьев. Все было сделано добросовестно и навсегда, что пригодилось позже, когда началась Первая мировая война, и отель стал одним из важнейших военных объектов города.
Азово-Донской банк
Здание коммерческого банка построено по проекту архитектора Лидваля недалеко от Астории, на Большой Морской улице. Оба здания, построенные рядом с разницей в году, унаследовали в своем стиле северный модерн. Это основополагающий элемент античной классики — портик с ионной колонной, основанный на ордерной системе и декоре пилястров.
В оформлении фасадов традиционно использован натуральный камень — стены берегов облицованы квадратными плитами из серого гранита.Они представляют собой скромный рельефный декор в виде гирлянд и медальонов, не различающихся по цвету. Умело использована асимметрия. Это тем более важно, что участки, на которых возводились здания банка и гостиницы «Астория», имели неправильную форму, что сильно усложняло работу над проектом.
Домики для мамы
Дважды Федор Иванович Лидваль исполнил приказ своей матери Иды Балтазаровны Лидваль. Ида Балтазаровна вела прибыльный бизнес и имела несколько домов в Петербурге.Петербург.
Первоначально Ф. И. Лидваль реконструировала свой дом на Большой Морской улице, под № 27. А затем — на Каменноостровском проспекте, под номером 1-3.
В первом из них, приобретенном у бывшего хозяина, Александры Афанасьевны Мальм, также располагалась фирма умершего мужа Иды Лидваль, торговый дом по пошиву одежды. Часть помещений сдана другим компаниям, например, для изготовления оптики для горожан, фотостудии и т. Д.Реконструкция, проведенная в доме Ф. Лидваля по просьбе моей мамы, сводилась к установке лифтов, небольших внутренних перестроек и надстройки на 5 этаже.
Что касается второго дома, то вся работа целиком легла на плечи сына. Участок был куплен матерью у Якова Михайловича Кокса в кредит, и на нем еще оставались деревянные постройки, оставшиеся от предыдущего хозяина. Поэтому дом начали строить с дальней стороны участка. Он состоял из главного здания и двух крыльев, северное из которых полностью принадлежало Лидвиллам. Здесь они жили, здесь умерла Ида Балтазаровна. Главное здание украшает балкон, на решетке которого изображена монограмма Лидваля и написано его имя. Этот дом отличался от других в то время тем, что был первым, в котором дворовый двор располагался между постройками.
Все четыре корпуса дома разной высоты. Самый высокий идет на Большую Посадскую улицу и имеет пять этажей. Нижняя часть фасадов зданий облицована серыми гранитными плитами, а части фасада — горшечной плиткой.Кроме того, в доме потолки и потолки из дорогого дерева, использована майоликовая плитка.
.