Предприятия импортозамещения: Перечень импортной продукции, рекомендуемой ПАО «Газпром» для освоения отечественным производителям
Содержание
Дмитрий Махонин представил Юрию Борисову потенциал пермских предприятий в сфере импортозамещения
В Москве на ВДНХ сегодня открылся XVI Всероссийский форум-выставка «Госзаказ». В его работе принимает участие делегация Пермского края, которую возглавил губернатор Дмитрий Махонин. Одним из первых гостей регионального стенда стал заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов, курирующий вопросы развития оборонно-промышленного комплекса.
Зампред отметил потенциал предприятий Пермского края в сфере импортозамещения. «С 1 января 2021 года начали действовать установленные Правительством РФ обязательные квоты на закупку отечественной продукции. Рассчитываем, эта норма поможет максимально открыть внутренний рынок для российского производителя. Цель – уйти от практики доминирования импортных товаров и услуг. В прошлом году доля зарубежной продукции в госзакупках уже снизилась с 51% до 43%», – подчеркнул Юрий Борисов в приветствии участников форума.
Дмитрий Махонин в ходе визита зампреда Правительства РФ на стенд Пермского края рассказал, что на уровне региона реализуется целый комплекс механизмов поддержки российских производителей: «Пермский край – в первую очередь промышленный регион, и у нас наработан достойный опыт по поддержке региональных предприятий. Мы активно развиваем промкооперацию – для продвижения продукции местных производителей выстраиваем сотрудничество с крупнейшими федеральными заказчиками. На сегодня заключено 13 «дорожных карт» и соглашений с 12 корпорациями-заказчиками, в том числе с такими флагманами, как «ЛУКОЙЛ», «Уралкалий», «СИБУР».
По словам главы региона, активная работ ведется в части диверсификации. «Уровень диверсификации производства предприятий ВПК в 2020 году – 71%. Сегодня 8 предприятий ОПК Пермского края реализуют 10 проектов диверсификации, направленных на выпуск новой продукции. К примеру, НПО «Искра» занимается модернизацией газоперекачивающих агрегатов, «ОДК-Пермские моторы» – подготовкой серийного производства, технического обслуживания и ремонта двигателей семейства ПД тягой 9-18, а Пермский пороховой завод – производством термопластика для разметки дорог», – поделился опытом региона Дмитрий Махонин.
Напомним, на форуме «Госзаказ-2021» руководство Пермского края и промышленники региона представляют продукцию, созданную в рамках диверсификации оборонного производства – приспособления товаров военно-промышленного комплекса для гражданских целей и расширения ассортимента товаров. Региональные предприятия показывают свои наработки по промышленной безопасности и уникальные решения малого и среднего бизнеса (МСП) для крупных промышленников.
Как пояснил один из участников стенда – директор ООО «Компания Промышленный Меридиан» Александр Винокуров, его организация презентует востребованную для различных сфер продукцию. «Мы представляем мульчеры UM-Forest (техника для измельчения растительности для расчистки линий электро-передач, газо- и нефтепроводов, полей, обочин дорог, и прочего), шнекороторы UM-Truck (техника для уборки больших объемов снега на дорогах, в аэропортах) и т.д. Наша цель на выставке – наладить контакты с новыми заказчиками», – отметил он.
Участие в мероприятиях форума также принимают заместитель председателя регионального Правительства – министр промышленности и торговли Пермского края Алексей Чибисов, первый заместитель министра промышленности и торговли Елена Дегтярева, генеральный директор АО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания (ПНППК)» Алексей Андреев, генеральный директор АО «Сорбент» («Зелинский групп») Борис Дубовик, вице-президент АО «Чайковский текстиль» по операционной деятельности Владимир Синица и другие представители предприятий Прикамья.
На стенде ПНППК представляют систему мониторинга целостности моста (на примере Амурского моста), созданную в рамках кластера «Фотоника». Разработки пермских предприятий для промышленной безопасности демонстрируют: «Сорбент» (защита органов дыхания), «РОСОМЗ» (защита головы и зрения), «Чайковский текстиль» (ткани для спецодежды), «Трек» (обувь), «Кираса» (спецзащита), а также «ЭРИС» (газоанализаторы и цифровые решения на примере кнопки SOS). Среди представителей МСП – компания «Механика» и их тележки-толкатели, которые сегодня работают в метрополитене Москвы, а также «Дельта», занимающаяся производством фельдшерско-акушерских пунктов и бытовок.
Импортозамещение
Компания Softline уже несколько лет успешно реализует проекты по переходу на использование российского программного обеспечения и оборудования для своих заказчиков – федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и компаний с государственным участием.
Наши эксперты обладают глубокими знаниями в области законодательства по импортозамещению и предлагают наиболее оптимальные, соответствующие нормативно-методическим требованиям, решения.
В рамках перехода на преимущественное использование российского ПО, мы предлагаем своим заказчикам применять комплексный подход. Мы оказываем следующие услуги:
Консалтинг (аудит, внедрение, миграция, интеграция).
Помощь при тестировании (опытной эксплуатации) ПО.
Обучение администраторов и пользователей.
Техподдержка и аутсорсинг.
В сфере аппаратных решений специалисты Softline реализуют полный комплекс работ:
Поставка по всей территории России.
Настройка, пуско-наладка.
Интеграция в существующую инфраструктуру.
Техподдержка и аутсорсинг.
Softline является партнером ведущих российских и иностранных разработчиков ПО и производителей оборудования, включенных в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минсвязи РФ и Реестр Минпромторга.
Дорожная карта
Комплексное обследование инфраструктуры.
Формирование перечня рекомендуемых действий.
АРМ
Формирование оптимального АРМ.
Автоматизированная миграция АРМ с MS на Linux.
Развертывание корп. браузеров.
Совместная работа
Разворачивание серверного офисного решения.
Подготовка пакетов для систем централизованной установки.
Коммуникации
Разворачивание коммуникационной платформы.
Миграция.
Инфраструктура
Виртуальные АРМ и сервера.
Конвертация ВМ заказчика.
Мониторинг.
Базы данных
Обследование и миграция заказчиков на отечественную СУБД.
Перевод 1С на отеч. СУБД.
Центр импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга, Ленэкспо
В связи с реализацией проектов, ориентирующих промышленность на экспортную деятельность, руководством Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга принято решение о завершении проекта Центра импортозамещения и локализации со второго полугодия 2019 года.
В связи с реализацией проектов, ориентирующих промышленность на экспортную деятельность, руководством Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга принято решение о завершении проекта Центра импортозамещения и локализации со второго полугодия 2019 года.
Информация об этом опубликована на официальном сайте Комитета.
В частности, в ней говорится, что Центр импортозамещения и локализации создавался в 2015 году в связи с ограничениями, с которыми столкнулись петербургские предприятия из-за иностранных санкций. В числе комплекса мер, принятых федеральными и региональными властями по поддержке предприятий во всех отраслях производства, ставилась задача способствовать снижению доли импорта, компонентов и технологий, а также содействовать развитию отечественных предприятий путем расширения межрегиональных связей российских производителей.
За весь период работы в рамках выставочной экспозиции Центра были представлены более 3 000 организаций, проведено более 2 000 деловых мероприятий, в которых приняли участие более 85 500 специалистов из более чем 70 регионов Российской Федерации и 40 стран мира.
На уровне города была полностью пересмотрена система государственных закупок для того, чтобы у российских производителей появился шанс занять те ниши, которые освободили иностранные производители. Комитеты Правительства Санкт-Петербурга сформировали свои перечни государственных закупок и требования к закупаемой продукции. Была проведена серия встреч с производителями и корпорациями для тестирования продукции на предмет соответствия требованиям с точки зрения качества и цены; определен фронт работ для улучшения продукции. В результате такие государственные заказчики в Санкт-Петербурге, как ОАО РЖД, «Газпром-нефть», ГУП «Петербургский Метрополитен», ГУП «Горэлектротранс», ГУП «Пассажиравтотранс», ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», СПб ГУП «Ленсвет», ГУП «ТЭК СПб», СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства», СПБ ГБУ «Мостотрест» в течение двух с половиной лет в рамках мероприятий, проводимых Центром импортозамещения и локализации, заключили соглашения о закупке продукции у петербургских производителей.
В структуре государственных закупок доля отечественной продукции по различным направлениям составляет от 70 до 90%.
Реализация программ импортозамещения в Санкт-Петербурге стала катализатором запуска новых промышленных проектов, направленных, в том числе, на создание отечественной продукции взамен иностранной. С 2016 по 2018 год в Санкт-Петербурге завершено более 50 проектов в сфере промышленности в таких отраслях, как фармацевтика, машиностроение, пищевая промышленность, судостроение и другие.
Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одного из основных приоритетов определено создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортноориентированного сектора.
Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга начата работа по реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга является ответственным за региональные проекты по реализации федеральных проектов «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».
В связи с этим принято решение о завершении проекта Центра импортозамещения и локализации со второго полугодия 2019 года.
Оператором выставочных площадей в павильоне №4 «Ленэкспо» является КВЦ «Экспофорум». Организация будет использовать площадку по своему усмотрению.
Региональный план по импортозамещению | Министерство экономического развития
Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.
Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.
Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).
Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.
Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.
По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.
Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.
Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами:
Включение Экранной лупы Windows:
1. Через меню Пуск:
Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.
2. Через Панель управления:
Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.
3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».
Использование сочетания клавиш:
1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + «+» (увеличить), Ctrl + «-» (уменьшить).
2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + «+» (увеличить), Cmd + «-» (уменьшить).
Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:
1. Через Панель управления:
Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности».
2. Использование «горячих клавиш»:
Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.
№ п/п | Наименование предприятия | Перечень производимой импортозамещающей продукции |
1. | ОАО «Каустик» | Наноструктурированный гидроксид и оксид магния Многокомпонентный противогололедный материал нового поколения «ГРИНРАЙД» |
2. | ОАО «Волгограднефтемаш» | Клапаны обратные осесиммметричные DN 700, 1000 мм PN 8, 10, 12.5 МПа |
3. | ЗАО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» | Холоднокатанный лист толщиной 0,8–3,0 мм, шириной 700–1000 мм, длиной 1400–2000 мм из углеродистых, легированных и коррозионностойких сталей, а так же жаропрочных сплавов |
4. | ООО «Камышинский завод бурового инструмента» | Производство шарошек, предназначенных для разрушения горных пород |
5. | ООО «ТД «Грасс» | Автохимия и моющие средства для профессиональной уборки |
6. | ОАО»Волжский трубный завод» | Обсадные трубы большого диаметра с приварными коннекторами |
7. | ООО «Форте Пром» | Алюминиевые, биметаллические радиаторы |
8. | ООО «Инновационные технологии смазок» (ИНТЕСМО) | Пластичные смазки широкого спектра |
9. | Волгоградский филиал АО «Редаелли ССМ» | Коррозионностойкие малокрутящиеся канаты с металлическим сердечником, покрытым полимером |
10. | ОАО «Волтайр-Пром» | Широкопрофильные шины для сельскохозяйственного и лесного машиностроения |
11. | ООО «Волгабас» | Полный модельный ряд современных машин: городские (в том числе особо большой вместимости), пригородные, междугородные, малого класса, туристические и автобусы по индивидуальному заказу |
12. | АО «Завод «Метеор» | Кварцевые генераторы, применяемые в радиоэлектронной аппаратуре в качестве источника переменного напряжения стабильной частоты |
13. | ООО «Производственная компания «ДИА» | Стальные тонкостенные трубы малого диаметра, полимерные трубы |
Импортозамещение в IT | ALP Group
Мы планируем, ведем и поддерживаем ИТ-проекты по импортозамещению:
- ОС Windows на ОС АЛЬТ Рабочая станция
- MS Active Directory на службу каталогов SAMBA / FreeIPA
- MS Exchange Server на почтовый сервер SOGo или на CommuniGate Pro
- MS SQL Server на Postgres Professional / PostgreSQL
- VMware и Hyper-V на KVM, PVE
Все предлагаемые продукты протестированы на работоспособность и совместимость. Включены в Единый реестр российского ПО или являются свободно распространяемыми.
Установка протестированного комплекса импортонезависимых программных продуктов уровня предприятия, который поддерживается, как единое целое. Повышает качество, скорость и надежность импортозамещения в государственных компаниях. Все продукты в его составе уже проверены на совместимость.
- ПАК №1. Замещает службу каталогов и сетевые службы
- ПАК №2. Замещает электронную почту
- ПАК №3. Замещает платформу для внедрения бизнес-приложений
- ПАК №4. Замещает сервис виртуализации
- ПАК №5. Замещает файловый сервер
- ПАК №6. Замещает сервер печати
- ПАК №7. Замещает систему централизованного управления ИТ-инфраструктурой
- ПАК №8. Замещает сервер резервного копирования
Позволяет государственной компании получить ответы на самые важные вопросы: какие компоненты
ИС можно, а какие нельзя заместить и почему, какова очередность замещения. Какая информация
об ИТ-сервисах в организации уже есть, а какой пока недостаточно. Какие функции выполняет
каждая ИС. Как они ранжируются по степени критичности для организации. Какое ПО можно, а
какое нельзя адаптировать для работы в новой среде и что стоит делать в этом случае.
На собственном стенде ALP Group полностью копируется работа всех информационных систем и
сервисов организации-заказчика. Это делается для того, чтобы продемонстрировать работу
выбранных ИТ-решений в среде, максимально приближенной к реальной. И исключить любые
возможные проблемы и сложности с российским офисным ПО.
В ведении Центра находятся вопросы, связанные с исследованием и использованием российского
проприетарного ПО, отечественного аппаратного обеспечения и решений на базе Open Source в
информационных системах крупных государственных и коммерческих организаций.
Локализация технологий как инструмент эффективного импортозамещения
Александр Зубарев
Директор по информационной безопасности компании Huawei в России
Процесс импортозамещения ИКТ продукции в нашей стране продолжается, стимулируя появление всё большего числа отечественных разработок. Как правило, они создаются либо «с нуля», либо путем адаптации свободно распространяемого ПО. Но есть и другой, менее распространенный, но многообещающий подход: локализация мировых технологий, доказавших на практике свою высокую эффективность. Позицию вендора по этому вопросу раскрыл Александр Зубарев, директор по информационной безопасности компании Huawei
в России.
В последние годы импортозамещение декларируется как важнейшее направление развития ИКТ для полноценного развития цифровой инфраструктуры и экономики в целом. Необходимость импортозамещения обосновывается вопросами национальной безопасности и технологической независимости. Риски для государственных компаний, госструктур, субъектов КИИ (критической информационной инфраструктуры), полностью зависимых от иностранных технологий, определенно существуют. Это и прекращение поддержки используемых решений, и неприемлемое повышение их стоимости, и опасения от использования возможных недекларированных функций самих продуктов. В то же время, сам процесс перехода на российские технологии не должен создавать дополнительных рисков для потребителей.
Заместить любой ценой?
Напомним, что импортозамещение ПО сегодня – не прихоть отдельных компаний, а государственная программа с четко определенными целями. Переход на отечественные разработки предусмотрен в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной еще в 2018 году. Согласно целевым показателям нацпроекта, к 2024 году доля российского ПО в госструктурах должна составлять 90%, в госкомпаниях – 70%. Аналогичные планы приняты и в отношении оборудования – от 80% до 100% к 2021-му году. Появляется все больше специализированных игроков, развивается Реестр российского ПО и телекоммуникационного оборудования. Наиболее успешно проходит замена иностранных решений в сегментах офисного ПО, системах экономической (финансово-хозяйственной) деятельности и систем информационной безопасности.
Структура ИКТ для возможного импортозамещения схематично показана на рисунке.
В то же время, следует признать, что шесть лет импортозамещения все же не привели к серьезному изменению рынка ИКТ. Пример тому – отставание в развитии технологии связи нового поколения 5G. В России 5G пока не выходит за пределы небольших пилотных зон, где связь пятого поколения разворачивают в демонстрационных целях. Тем временем в Китае, например, количество абонентов коммерческих сетей 5G на сентябрь 2020 г. уже превысило 100 млн. Кроме того, по данным Счетной палаты (2019 г.), в госкомпаниях продолжают оставаться иностранными 99% СУБД, 96% ОС и 82% почтовых систем.
Эти данные показывают, что нескольких лет недостаточно, чтобы компенсировать отсутствие сложных технологий. Прямые запреты импорта могут стимулировать местное производство, но не способны скрыть технологическое отставание, особенно в области ПО АСУ ТП, системного ПО и оборудования. Необходимость быстро закрыть потребности рынка приведет к потерям в функционале и появлению нишевых продуктов вместо комплексной экосистемы разработки и поддержки. Итоговая стоимость такого перехода может быть слишком высокой. Поэтому важно не только установить измеряемую цель, но и определить способы ее достижения, эффективные в долгосрочной перспективе.
Три подхода к импортозамещению
Рассмотрим ниже три основных способа замены иностранных ИКТ-решений, а именно:
· новая разработка, то есть разработка продукта или платформы «с нуля» в соответствии с требованиями заказчиков;
· адаптация свободного ПО для создания нового продукта;
· локализация технологий, то есть последовательная контролируемая адаптация иностранных ИКТ продуктов российскими компаниями, организация в России циклов производства, разработки, поставки и поддержки.
Сравним в таблице ниже эти способы между собой, учитывая такие характеристики, как: сроки разработки, затраты, безопасность и функциональность.
Таблица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты анализа показывают, что локализация представляется наиболее эффективным подходом, так как не требует отказываться от современных технологий и экосистемы для создания независимых и безопасных решений. Подтверждает ли это практика?
Опыт локализации и перспективы
Как международная компания, которой доверяют более чем в 170 странах, Huawei обеспечивает открытость своих решений и поддерживает использование национальных ресурсов для разработки, производства и поддержки ИКТ-решений.
Компания в течение десятилетий активно работает с российскими партнерами над размещением на территории России производства отдельных компонентов ИКТ-решений, востребованных на российском рынке.
Компания привлекает к обучению, исследованиям и разработке значительное количество российских специалистов, ВУЗов и исследовательских организаций, создавая беспрецедентную сеть подразделений R&D в различных городах России.
Компания активно проводит сертификацию своей продукции на соответствие требованиям российских регуляторов в области безопасности. Сертификация на соответствие данным требованиям является одной из форм локализации производства в России.
При этом, несмотря на все преимущества локализации и готовность международных вендоров сотрудничать с российскими компаниями, крупные проекты в этой области пока единичны. Дело не только в сжатых сроках перехода, эта проблема решаема при наличии ресурсов. Основная причина – в особенностях законодательного регулирования импортозамещения. Следует признать, что для успешного развития локализации производства требуется серьезное изменение подходов и комплексного учета интересов сторон.
Для экономического стимулирования этого процесса существуют следующие возможности, которые необходимо развивать:
- иностранный производитель имеет множество обязанностей (передача исключительных прав на продукт, лицензий, документации, исходного кода), при этом его интеллектуальные права недостаточно защищены. Риск потерять всех заказчиков после полной передачи им технологий очень велик. Решить данную проблему можно, установив на законодательном уровне разумные ограничения или правила по передаче и использованию интеллектуальной собственности и гарантии сохранения инвестиций в локальное производство;
- набор требований, предъявляемых к продуктам российского происхождения, сформулирован однозначно и не предполагает каких-либо промежуточных статусов. Установление более гибких критериев или разработка системы «уровней локализации» могли бы обеспечить постепенный и качественный процесс импортозамещения;
- создание российских R&D-центров иностранных компаний необоснованно не рассматривается сегодня как существенный вклад в процесс обретения технологической независимости, несмотря на то, что они являются важными участниками процесса импортозамещения. Регулирование в этой области отсутствует. Уточнение статуса R&D центров и создание возможностей для переноса отдельных циклов разработки и верификации в Россию – еще один важный стимул локализации современных информационно-коммуникационных технологий.
В заключение следует отметить, что импортозамещение – комплексная проблема, издержки и первоначальное отставание здесь неизбежны. Важно, чтобы результатом этого процесса стала не изоляция, а укрепление доверия сторон, открытость и доступность наиболее перспективных технологий, соответствующих при этом самым высоким стандартам безопасности.
Автор выражает благодарность своим коллегам Илье Трифаленкову и Юлие Чернокожиной за участие в работе над статьей.
Импортозамещение — обзор
Конец двадцатого века: Жилье в соответствии с Вашингтонским консенсусом
Модель ISI не лишена своих внутренних слабостей, включая серьезную неэффективность промышленного сектора, возникшую в результате жесткого протекционизма. Защищенные от внешней конкуренции и обеспеченные внутренним рынком, фирмы стремятся максимизировать прибыль и минимизировать инвестиции. Минимальные капитальные вложения в технологии и почти полное отсутствие исследований и разработок привели к сильной зависимости от иностранных технологий, что, в свою очередь, привело к увеличению производственных затрат (Cornelius et al., 1989). Со временем промышленный сектор Латинской Америки становился все более устаревшим и неэффективным, неспособным конкурировать на международных рынках. Еще одним слабым местом была структурная зависимость от импорта капитальных товаров, которая в сочетании с долгосрочной нехваткой капитала вынуждала латиноамериканские страны брать займы на международных кредитных рынках, что в конечном итоге привело к накоплению неприемлемого уровня долга. К началу 1980-х годов, когда большинство стран Латинской Америки боролось с растущей инфляцией, большим дефицитом государственного сектора и значительными обязательствами по обслуживанию долга, нарастало разочарование в протекционистской политике.Таким образом, концептуальная модель развития, преобладающая в Латинской Америке, начала переходить от модели жесткого государственного вмешательства к модели реформ экономической либерализации, которые подчеркивали снижение роли государства, фискальной дисциплины, а также финансовой и торговой либерализации. Подделанное соглашение между лидерами Латинской Америки о необходимости широкого применения неолиберальной политики стало известно как «Вашингтонский консенсус» (Кругман, 1997; Уильямсон, 1997).
Экономические кризисы 1980-х и 1990-х годов вынудили многие страны Латинской Америки провести экономические реформы в соответствии с направлениями, определенными Международным валютным фондом и Всемирным банком, осуществив структурную перестройку, в которой упор делался на макроэкономические реформы, отражающие мышление, заложенное в так называемом Вашингтонский консенсус »(Пью, 1994, 1995).На фоне реформ свободного рынка, которые успешно осуществлялись в большинстве латиноамериканских стран, разработка и реализация жилищной и городской политики приобрели значительный международный характер, в пользу подходов, сформулированных вашингтонскими институтами развития, такими как Всемирный банк. и Межамериканский банк развития. В этом контексте повестка дня в области жилищного строительства и городского развития в Латинской Америке на 90-е годы была задумана в рамках более широких целей экономического развития и макроэкономических показателей, направленных на максимальное усиление позитивных « макроэкономических связей » или потенциала городской экономики по внесению вклада в макроэкономические показатели страны за счет финансовые, фискальные и экономические связи (Коэн и Лейтманн, 1994; Джонс и Уорд, 1994; Ли, 1994; Пью, 1995).С упором на ревальоризацию рыночных механизмов, разумная жилищная и городская политика была определена как политика, направленная на устранение барьеров, ограничивающих производительность городских экономических агентов, как формальных, так и неформальных, с целью максимального увеличения их вклада в национальную экономику (Джонс и Уорд, 1994; Пью, 1995). Роль государственного сектора была определена с точки зрения «обеспечения работы» рынков путем предоставления законодательных, институциональных и финансовых рамок, в которых фирмы и домохозяйства могут процветать (Pugh, 1995).Городские услуги, включая воду и канализацию, электричество, дороги, транспорт и социальные услуги, теперь концептуализировались как факторы, способствующие производительности городов (Всемирный банк, 1993). Даже потенциальная производительность городской бедноты через неформальный сектор была признана активом, который может способствовать развитию городской и национальной экономики (World Bank, 1993).
Жилищная политика, проводимая в Чили с начала 1970-х годов, предполагала «стимулирующий подход», который должен был быть широко принят в регионе в течение 1990-х годов.Эта политика была принята военным правительством, которое взяло власть в 1973 году в результате военного переворота и оставалось у власти 17 лет. Эта политика была сохранена после того, как Чили вернулась к демократическому правлению в 1990 году, поскольку левоцентристская коалиция, правившая страной в период с 1990 по 2010 год, стремилась усилить борьбу с бедностью в рамках капиталистической экономической модели свободного рынка, принятой в начале 1970-х годов. Таким образом, жилищная политика, проводимая в Чили за последние три десятилетия, является хорошей иллюстрацией стимулирующей жилищной политики, а также слабых сторон и проблем общего подхода.
Забота Чили о жилье началась в 1906 году, когда впервые было принято прогрессивное жилищное законодательство — Жилищные советы рабочих. Однако, несмотря на благие намерения, жилищная политика, проводившаяся в Чили до 1970 года, была несовершенной, как и в других латиноамериканских странах. В частности, в то время как частный сектор преуспел в обеспечении жильем групп населения с более высокими доходами, множество государственных программ безуспешно пытались удовлетворить жилищные потребности слоев населения с низкими доходами.В результате дефицит жилья продолжал расти. Демократически избранное социалистическое правительство Сальвадора Альенде (1970–73) попыталось использовать жилищное строительство как двигатель экономического роста и занятости. Он стремился ускорить программы государственного жилищного строительства за счет передовых технологий и прямого государственного строительства. Эти инициативы вместе с решением прекратить индексацию выплат по ипотеке вызвали ожесточенное сопротивление со стороны строительного и банковского секторов. Социалистическая жилищная политика была внезапно сорвана, когда в 1973 году произошел военный переворот (Gilbert, 2002).
Начиная с 1977 года, военное правительство провело основательную реформу жилищного сектора в соответствии с неолиберальными принципами, которые применялись к экономике в целом. Согласно новой парадигме, которая сохранялась до сегодняшнего дня, частный сектор должен был быть основным игроком в производстве и финансировании жилья, а государство играло вспомогательную роль, повышая покупательную способность домохозяйств с низкими доходами за счет авансовых платежей. субсидии финансируются центральным правительством.Кроме того, новая политика способствовала развитию рынков капитала в целом, включая секьюритизацию ипотечных кредитов, как способ расширения доступа к частному долгосрочному жилищному финансированию среди домохозяйств с более высокими, средними и низкими доходами. Кроме того, в 1978 году было отменено регулирование городских земельных рынков, когда были сняты многие ограничения роста и правила землепользования, что позволило высвободить огромное количество новых земель для застройки (Rojas, 2001). Наконец, акцент сместился с производства полностью завершенных жилищ для малообеспеченных слоев населения, и вместо этого больше внимания было уделено прогрессивным моделям самопомощи, направленным на предоставление минимальных жилищных решений, которые впоследствии могли бы постепенно улучшаться самими бенефициарами (Грин и де Диос Ортузар, 2002).
Несмотря на то, что жилищное строительство неуклонно росло, а частный сектор играл все более важную роль в финансировании и строительстве жилья, сильная роль государства была решающим фактором в обеспечении окончательного успеха жилищной политики Чили. Необходимость государственного вмешательства оказалась особенно острой в сегменте рынка с низкими доходами, поскольку чилийские девелоперы и банки не проявили интереса к строительству и финансированию домов для домохозяйств с доходом менее 200 долларов США в месяц.В результате правительству пришлось взять на себя более активную роль, чем предполагалось изначально, и по сей день оно напрямую заключает договор на строительство жилья для малоимущих с частными компаниями и передает дома бенефициарам, зарегистрированным в национальном списке заявителей. Аналогичным образом, правительство предоставляло дополнительные ссуды, необходимые получателям с низким доходом для оплаты домов, потому что банки не были заинтересованы в финансировании этих ссуд (Rojas, 2001).
Чилийский опыт широко считается успешным: производство нового жилья с 1980-х годов превышало темпы создания новых домохозяйств и замены старого жилищного фонда, что открывает возможность того, что дефицит жилья в Чили скоро будет ликвидирован (Rojas , 2001).Прекращено незаконное владение землей. Это немалое достижение, учитывая, что к началу 1970-х годов незаконное занятие земель стало обычной практикой не только на городских окраинах, но и на более ценных землях, расположенных в городских центрах (Ducci, 2000). Более того, частный сектор в настоящее время играет ведущую роль в производстве и финансировании жилья для домохозяйств со средним и высоким доходом, что является значительным достижением, учитывая, что в 1970-х годах большая часть жилья строилась и финансировалась государством.Кроме того, государственная помощь эффективно достигает бедных, и большая часть государственных ресурсов идет на пользу домохозяйствам с низкими доходами (Rojas, 2001). Однако остаются нерешенными серьезные проблемы, такие как низкое качество жилья и концентрация бедности в жилищных проектах с низким доходом, которые, в свою очередь, расположены на периферии города без достаточного доступа к рабочим местам, услугам и городские удобства. Более того, хронически высокие уровни просроченной задолженности по предоставленным государством жилищным кредитам с низким доходом все еще требуют систематического решения, поскольку они угрожают всей жилищной системе с низким доходом в Чили (Ducci, 2000).
Подход Чили к жилищному строительству в течение последних двух десятилетий, похоже, нашел точку равновесия между минималистской и экспансионистской ролями, которые альтернативно отводились государству в жилищном секторе в Латинской Америке в течение двадцатого века. В этой точке равновесия и государство, и частный сектор играют важную и дополняющую роль. Хотя чилийский опыт продемонстрировал, что частные рынки могут предлагать эффективные жилищные решения и финансовые механизмы для тех слоев населения, которые могут себе это позволить, он также показал, что видение жилищного сектора, в основном управляемого частным сектором, недостижимо.С другой стороны, в жилищной политике Чили подчеркивается необходимость постоянного участия государства в обеспечении развития здоровых рынков жилья и эффективного удовлетворения жилищных потребностей домашних хозяйств с низкими доходами, а также постоянных проблем, с которыми сталкивается эта задача.
Импортозамещающая индустриализация (ISI) — определение и пример
Импортозамещающая индустриализация или ISI — это теория экономической политики, которая поддерживает замену импорта отечественным производством.Это тоже теория торговли. Принцип импортозамещающей индустриализации заключается в том, что страны должны ограничивать свою зависимость от импорта. Если страна сможет производить больше у себя дома, она впоследствии станет более самодостаточной.
Страны с развитой экономикой никогда не следуют политике ISI. Это политика, которой придерживались некоторые страны с формирующимся рынком или развивающиеся страны в течение ХХ века.
Среди развивающихся стран и стран с формирующимся рынком сегодня ISI гораздо реже, чем несколько десятилетий назад.
Импортозамещающая индустриализация относится к экономической политике развития двадцатого века. ISI как политика просуществовала недолго, говорят экономисты, потому что она не увенчалась успехом. Другими словами, это не делало страны более самодостаточными или процветающими.
Википедия говорит следующее относительно термина:
«Индустриализация импортозамещения (ISI) — это торгово-экономическая политика, которая выступает за замену иностранного импорта отечественным производством.”
«ISI основана на предпосылке, что страна должна попытаться уменьшить свою иностранную зависимость за счет местного производства промышленных товаров».
Многие страны приняли ISI и возлагали большие надежды на то, что это принесет процветание. Однако это было разочарование. Отрасли не процветали, неэффективность ухудшалась, качество продукции было низким, а инновации и творчество страдали. Другими словами, это был провал.
Импортозамещающая индустриализация не удалась
ISI выступает за национализацию и субсидирование энергетики, сельского хозяйства и других жизненно важных отраслей.
Это также предполагает, что должно быть более широкое налогообложение, а также крайне протекционистская торговая политика. Протекционизм — это государственная политика, направленная на сокращение импорта, а часто и экспорта. Страна защищает свои отечественные компании и отрасли любой ценой.
Индустриализация импортозамещения была политикой, которой некоторые страны в « Global South » следовали до начала 1980-х годов.
«Глобальный Юг» относится к развивающимся странам и странам с формирующейся рыночной экономикой в Латинской Америке, Африке и некоторых частях Азии.
Когда их экономика рухнула, страны, проводившие политику ISI, обратились за финансовой помощью. Они обратились за помощью к Всемирному банку и Международному валютному фонду (МВФ).
МВФ и Всемирный банк действительно помогли. Однако они настаивали на том, чтобы их ссуды предоставлялись на определенных экономических условиях.
Одним из условий было то, что страны-заемщики должны проводить рыночную политику свободной торговли. Другими словами, они сказали им отказаться от своих планов индустриализации импортозамещения.
Проклятие (неоспоримого) импорта
Рауль Пребиш утверждал, что развивающиеся страны должны заменить импорт отечественным производством из-за потенциальных выгод индустриализации, которые могут возникнуть в результате такого замещения импорта. В стратегии, предложенной покойным аргентинским экономистом, государство должно было играть центральную роль путем национализации компаний, субсидирования отечественных производителей и установления тарифов.
Стратегии развития, подобные Пребишу, постепенно впали в немилость во время долгового кризиса в конце прошлого века — в немалой степени потому, что многосторонние спасательные организации, такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд, выступали за экономическую либерализацию.
Вместо этого успех азиатских экономик, таких как Южная Корея, обусловленный экспортом, сместил фокус парадигмы экономического развития с сдерживания импорта на стимулирование экспорта. Это изменение акцента с импорта на экспорт было обусловлено как каталитическим воздействием на внутреннее производство воздействия глобальной конкуренции, так и передачей технологии в результате прямых иностранных инвестиций. Постепенно по мере изменения парадигмы развития менялась и политика — от поощрения торговли для поддержки отечественной промышленности до политики, направленной на превращение развивающихся стран в платформы для транснациональных корпораций с целью интеграции в глобальные рынки.
Но для стран Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) стратегии развития с опорой на экспорт не имели большого успеха, а инструменты прежней стратегии импортозамещения, такие как государственные предприятия, высокие тарифы и субсидии, выжили. . Однако вместо того, чтобы стимулировать внутреннее производство, как предполагал Пребиш, это наследие создало кланово-капиталистические отрасли, которые ограничили уровень конкуренции во многих секторах экономики и усилили зависимость от импорта.Эпизоды либерализации заканчивались передачей собственности от государства частным монополиям. Более того, антимонопольные органы — все еще находящиеся в зачаточном состоянии в странах Ближнего Востока и Северной Африки — не имеют возможности уравнять правила игры среди субъектов частного сектора и остановить сговор между компаниями, в том числе иностранными и государственными.
Помимо тарифов, которые представляют собой налоги на импорт, ограничения могут включать квоты (ограничения на объем импорта) и ограничения на покупку и продажу иностранной валюты. В странах MENA эти барьеры оказали пагубное воздействие на стимулирование импортного лобби, которое искажает рыночные стимулы; укрепления неэффективного частного сектора, основанного на субсидиях; и повышение цен на торгуемые товары.
Во-первых, агенты, которые извлекают выгоду из «индустрии» импорта, составляют самое большое лобби против внутреннего производства. Например, эксклюзивные импортные лицензии предоставляют монополию на импорт физическому или национальному агентству. Эти лицензии препятствуют потенциальному отечественному производству. Действительно, лицензии — и связанная с ними монопольная власть — увеличивают внутренние цены на импорт и конкурирующие с импортом товары, тем самым увеличивая затраты производителей, которые покупают этот импорт (или заменители) в качестве ресурсов.Аукционы по предоставлению импортных лицензий с истекшим сроком действия — хороший подход к борьбе с монополиями импортеров. Аукционы могут ограничить получение сверхприбылей ненадежными агентами и привести, по крайней мере, к снижению цен и затрат для последующих пользователей и потребителей.
Во-вторых, универсальные субсидии усиливают искаженную структуру экономики в сторону зависимости от импорта. Субсидии на импорт, такие как продукты питания или товары первой необходимости, увеличивают спрос на них. Более того, субсидия искусственно увеличивает спрос на продукцию эксклюзивных импортеров и может стоить правительству больших денег, которые можно было бы потратить на другие цели.Прибыль от экспорта нефти или иностранной помощи финансировала универсальные субсидии, поддерживающие монополизацию импорта. Когда государственные закупки относительно велики, велик потенциал для коррупции с частными лицами на условиях «услуга за услугу». Секторы сельского хозяйства и агробизнеса олицетворяют искаженную конкуренцию между местным производством и (монополизированным) импортом при наличии потребительских субсидий. Это особенно верно в отношении пшеницы и риса во многих африканских странах. Конечно, существуют и другие препятствия на пути развития сельского хозяйства для удовлетворения внутреннего спроса, но прекращение монополизированного импорта и замена универсального разнообразия целевыми субсидиями поможет сельскохозяйственным секторам удовлетворить внутренние потребности.
В-третьих, зависимость от импорта ведет к постоянному двойному дефициту; то есть дефицит бюджета ведет к дефициту торгового баланса. Импорт товаров, пользующихся всеобщим субсидированием, сильно завышен. Чрезмерный импорт либо вывозится контрабандой в другие страны, либо используется в качестве сырья для промышленности, что в результате создает искусственное преимущество, когда импорт не продается по мировым ценам. Это особенно верно, когда государство занимается покупкой и продажей импорта. Хорошим примером является промышленность безалкогольных напитков, которая получает выгоду от субсидированного сахара и, к тому же, имеет серьезные последствия для здоровья.Либерализация импорта и связанных с ним логистических и распределительных цепочек, а также сокращение субсидий помогут решить проблему хронического дефицита, который преследовал регион с начала арабской весны 2011 года и падения цен на нефть в 2014 году. Если этот дефицит не сократится, граждане могут быть попросили столкнуться с резким сокращением трансфертов или социальных услуг, чтобы сохранить ренту нескольких ненадежных олигархов.
Акцент на либерализации импорта должен быть в центре любой стратегии развития в странах Ближнего Востока и Северной Африки.Это должно способствовать развитию производственных секторов и стать хорошей базой для продвижения экспорта. Даже если этого не произойдет, снижение монополий на импорт все равно будет иметь значение, потому что это приведет к снижению цен и сокращению дефицита.
Импортозамещающая индустриализация и последствия
Содержание
Аннотация
Аббревиатуры и акронимы
1 Введение
1.1 Предпосылки
1.2 Постановка проблемы
1.3 Цели исследования
1.4 Методология исследования
2 Обзор литературы
2.1 Импортозамещающая индустриализация
2.2 Младенцы — отраслевой аргумент
2.3 Либерализация торговли
2.4 Структура промышленности Замбии
2.5 Генезис экономического кризиса в Замбии
2.6 Опыт Замбии глобализации и ее влияние на промышленный сектор
3 Результаты исследования и комментарии
3.1 Влияние глобализации на экономику Замбии
3.2 Региональная экономическая интеграция и рост производственного сектора Замбии
3.3 Показатели обрабатывающей промышленности до либерализации торговли
3.4 Показатели обрабатывающей промышленности после либерализации торговли
3.5 Признаки колебаний показателей производственного сектора
3.6 Влияние либерализации торговли на занятость в производственном секторе
3.7 Государственные инициативы в период после либерализации торговли с 1993 по 1995 год и после
4 варианта правительства для роста производственного сектора — путь вперед
5 Заключение
Библиография
Абстрактные
В документе обсуждается сущность политики импортозамещающей индустриализации (ISI), принятой правительством Замбии до либерализации торговли, а также влияние глобализации на рост и развитие производственного сектора после этого.В частности, в документе анализируются достоинства и эффективность политики ISI для роста промышленности Замбии с особым упором на влияние глобализации и либерализации торговли на производственный сектор Замбии, а также возможные меры и инструменты правительства, необходимые для максимального использования преимуществ глобализации. .
В статье доказывается сильное влияние либерализации торговли на обрабатывающий сектор в пиковый период ее проведения. Что касается политики импортозамещения и воздействия глобализации на рост и развитие производственного сектора, в документе они также упоминаются среди многих других факторов как основные атрибуты, в большей степени способствующие неспособности производственного сектора функционировать в соответствии с ожиданиями сверх пикового уровня период либерализации торговли.В равной степени доказано, что государственная политика по защите себя от последствий глобализации и по оживлению производственного сектора дала некоторые положительные результаты, несмотря на многочисленные ограничения, с которыми отрасль столкнулась за годы либерализации торговли. В заключение в документе подчеркивается необходимость того, чтобы правительство продолжало проводить политические меры, стратегически ориентированные на рост сектора, серьезно принимая во внимание его прямые и обратные связи в экономике.
Ключевые слова: импортозамещающая индустриализация, производство, глобализация, освобождение торговли, региональная экономическая интеграция.
Аббревиатуры и акронимы
иллюстрация не видна в этом отрывке
1 Введение
1.1 Справочная информация
Стремясь повысить производительность и экономический рост внутри страны, большинство развивающихся стран в 1980-х годах приняли стратегию импортозамещающей индустриализации (ISI). Эта стратегия была принята для внутреннего экономического роста как средство от даже растущего уровня бедности, который наблюдался в большинстве развивающихся стран, что в значительной степени объяснялось экономической структурой, существовавшей в то время, в основном с преобладанием сырьевого сельского хозяйства и горнодобывающей деятельности без особой выгоды. от международной торговли.Именно этот фон лег в основу аргументации зарождающейся промышленности в пользу национальной индустриализации в большинстве развивающихся стран.
Однако, когда возникла структурная задолженность развивающихся стран в результате политики, связанной с ISI, большинству развивающихся стран, включая Замбию, в 1990-х годах пришлось отказаться от ISI. В основном это было инициировано Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком через их программы структурной перестройки рыночной либерализации.Программы структурной перестройки повлекли за собой переход развивающихся экономик к глобализации путем интеграции их экономики в единый глобальный рынок, открытый для конкуренции. Негативно то, что большинство развивающихся стран не могли справиться с такими изменениями, поскольку чрезмерно защищали свои отрасли от конкуренции в соответствии с «аргументом молодой отрасли», который выступал за защитные тарифы, чтобы дать возможность молодой отрасли в развивающихся странах утвердиться внутри страны, прежде чем подвергнуть их воздействию международных конкурентная торговля.Замбия как одна из таких развивающихся стран должна была испытать на себе как влияние индустриализации замещения импорта, так и влияние глобализации на большинство своих экономических секторов из-за либерализации торговли. Одним из таких секторов, оказавших сильное влияние, стал сектор обрабатывающей промышленности. Именно эти переживания и составили суть исследования.
1.2 Постановка проблемы
После обретения независимости Замбия унаследовала экономику, которая в значительной степени зависела от производства меди, помимо других полезных ископаемых, таких как свинец, цинк и кобальт.Опираясь на доходы от высоких цен на медь в шестидесятых и начале семидесятых годов, Замбия создала экономическую структуру, основанную на широком государственном контроле над большинством аспектов экономики. Значительная часть внимания Замбии к повестке дня в области развития уделяется промышленной обрабатывающей промышленности, направленной на переработку сырья и промежуточных товаров для местного потребления, а также на экспорт. Для реализации этой программы развития правительство приняло Индустриализацию импортозамещения (Стратегия ISI, направленная на внутреннюю диверсификацию экономики в производстве потребительских, промежуточных и капитальных товаров.
Благодаря принятию стратегии ISI, большинство промышленных секторов испытали значительный рост. Обрабатывающий сектор, который был в центре внимания исследования, например, действительно «демонстрировал значительный рост, при этом его объем производства постоянно увеличивался в среднем на 14,2 процента в год в период с 1968 по 1975 годы» (Turok, 1979, стр.101). . Впечатляющий рост промышленного производства в рассматриваемый период также был в значительной степени обусловлен защитными мерами, такими как высокие тарифные барьеры, которые в основном предлагались местным предприятиям, находящимся в государственной собственности.Однако эта тенденция изменилась с наступлением экономического кризиса в стране после 1975 года. Это было связано со снижением доходов от меди, что затруднило возможность обрабатывающей промышленности справиться с кризисом. Кризис затруднил рекапитализацию сектора из-за отсутствия иностранной валюты для импорта большей части ресурсов, необходимых для повышения его производительности. Ситуация даже вынудила большинство обрабатывающих производств сократить свои производственные мощности.
Недоступность иностранной валюты в производственном секторе была серьезной проблемой, поскольку это затрудняло стремление этого сектора даже на местный рынок.И это несмотря на то, что большая часть продукции сектора была нацелена на внутренний рынок без обращения к экспорту «в соответствии с государственной политикой, ограничивающей экспорт промышленных товаров» (Gulhati 1989, p23). Это означало, что у сектора не было иного выбора, кроме как стремиться поддерживать свои производственные мощности в рамках ограниченной доступной иностранной валюты. Из-за экономического кризиса, который правительство пережило в 1990-х годах, ему не оставалось иного выбора, кроме как провести полномасштабные торговые реформы в качестве альтернативного решения.Одним из таких решений было открытие экономики для конкуренции в соответствии с рекомендациями МВФ и Всемирного банка. Открытие экономики для международной конкуренции принесло много проблем производственному сектору. Одной из таких проблем была «потеря крупных сегментов внутреннего рынка из-за импорта из-за рубежа» в результате дешевого импорта с глобального рынка »(Chikoti and Mutonga, 2002, p3). Потеря местного рынка из-за иностранного импорта помешала обрабатывающей промышленности стать ведущей отраслью экспорта.
1.3 Цели исследования
Целью исследования было в основном обсудить суть политики ISI, принятой правительством до либерализации торговли, и влияние глобализации на рост и развитие производственного сектора в Замбии. Конкретные цели исследования заключались в анализе достоинств и эффективности политики ISI в отношении роста промышленности Замбии с особым упором на производственный сектор; проанализировать влияние глобализации на экономику Замбии; проанализировать влияние либерализации торговли на производственный сектор и эффективность мер, которые были приняты правительством для смягчения последствий глобализации, и, наконец, предоставить правительству некоторые варианты некоторых возможных мер и инструментов, необходимых стране для максимизации выгод от глобализация.
1.4 Методология исследования
Учитывая ограничения исследования, исследование пришлось ограничить кабинетным исследованием. Большая часть важной документации была проанализирована в соответствии с целями исследования. Для проверки данных были установлены контакты с различными заинтересованными организациями и проведены интервью о достоверности данных и возможном вмешательстве правительства в его стремление увеличить преимущества глобализации. Среди основных заинтересованных учреждений были Центральное статистическое управление, Министерство финансов и национального планирования, Министерство труда и социального обеспечения, Производственная ассоциация Замбии, Экономическая ассоциация Замбии, Федерация работодателей Замбии и Торговая палата Замбии.
2 Обзор литературы
2.1 Импортозамещающая индустриализация
Импортозамещающая индустриализация (ISI) с точки зрения непрофессионала означала замену иностранного импорта отечественным производством. Это подразумевало «снижение зависимости от иностранных продуктов путем их замены на продукцию местного производства» (Osei-Hwedie, 2005, p1). Приняв стратегию ISI, нужно было отказаться от импортных товаров из развитых стран, а не от товаров, производимых внутри страны.Суть ISI заключалась в ускорении развития местного рынка до уровня самодостаточности в производстве товаров, соответствующих требованиям местного рынка. Большая часть политики ISI была основана на аргументе о зарождающейся отрасли, когда местные отрасли были вынуждены работать в рамках протекционистской торговой политики, чтобы дать им возможность развиваться внутри страны.
Протекционистская торговая политика должна была дать возможность «молодым» отраслям сначала развиться до уровня накопления достаточного капитала и достаточных промышленных знаний, чтобы они могли успешно конкурировать на мировом рынке.Идея проведения ориентированной на внутренний рынок протекционистской торговой политики, такой как введение высоких тарифов на импортные товары, была в основном направлена на то, чтобы удержать местных потребителей от увеличения спроса на импорт за счет товаров местного производства. Подразумевается, что импортозамещение означает не устранение импорта, а средство предоставления стране возможностей в ее усилиях по индустриализации. В основном это было связано с привлечением к импорту товаров первой необходимости, таких как нефть, химикаты и сырье, необходимое для промышленного производства.В других странах реальная цель импортозамещения заключалась не только в торговле, но и в повышении уровня местной промышленности до уровня добавления стоимости местной продукции, чтобы сделать ее конкурентоспособной на международном уровне.
2.2 Младенец — отраслевой аргумент
Как упоминалось ранее, тенденция правительства к защите местных отраслей была концептуализирована на основе аргумента «младенчество — отрасль», который выступал за протекционистскую торговую политику с целью позволить новым и неразвитым местным отраслям сначала утвердиться, прежде чем подвергать их международной конкуренции.Аргумент граничил с представлением о том, что зарождающаяся отрасль не может конкурировать со зрелыми устоявшимися отраслями из-за своей малости с точки зрения экономии на масштабе и, следовательно, должна быть достаточно крупной, чтобы использовать экономику масштаба в производстве, чтобы стать конкурентоспособным. Временная защита молодых отечественных производств от жесткой конкуренции дала им возможность развиваться и становиться эффективными производителями, чтобы эффективно конкурировать с более зрелыми и эффективными зарубежными отраслями.Принимая во внимание исторические различия в уровнях экономического развития между отечественной и зарубежной отраслями, из этого следовало, что обеспечение защиты зарождающейся отрасли могло бы исправить предполагаемое неправильное распределение мировых ресурсов в пользу устоявшихся и технически развитых зарубежных отраслей.
Исторически выяснилось, что даже среди новых индустриальных стран необходимо было ввести защитные меры в отношении младенческих отраслей, прежде чем они полностью подвергнутся международной конкуренции.Например, Великобритания, которая в середине девятнадцатого века была ведущей индустриальной страной, мешала Германии конкурировать со своей более старой и более устоявшейся британской промышленностью (Sorderstein, 1980, p196). Несмотря на свободную рыночную экономику, Германия должна была гарантировать, что ее местная промышленность была полностью развита с точки зрения эффективности производства, прежде чем позволить ей противостоять британской промышленности на международном рынке. Страны Юго-Восточной Азии, такие как Япония и Южная Корея, якобы добились больших внутренних успехов в развитии своей промышленности благодаря протекционистским тенденциям в своих отраслях, успешно продвигая производство стали и автомобилей и совместные усилия в фундаментальных исследованиях, особенно в электронике (Доклад о мировом развитии, 1987, стр. 70).Успешные показатели экономики этих стран предполагали, что разумное государственное вмешательство в промышленность, предлагая защиту, способствовало определенным видам промышленной деятельности для повышения производительности труда.
2.3 Либерализация торговли
Аргумент в пользу либерализации торговли основывается на ее влиянии на зарождающуюся отечественную промышленность. Аргумент состоял в том, что либерализованный торговый режим приведет к значительному увеличению импорта товаров и услуг за счет местных продуктов.Проблема заключалась в том, что иностранные продукты, которые считались более качественными и более дешевыми, чем местные, поэтому привели бы к увеличению их импорта по мере увеличения потребительского спроса на них. Следовательно, это привело бы к снижению спроса на местные продукты, что в конечном итоге привело бы к тому, что отечественные отрасли промышленности уступили рынок иностранным отраслям, которые обычно имели конкурентное преимущество в международной торговле из-за экспортных субсидий, предлагаемых им для того, чтобы они могли похвастаться своим экспортом в качестве способа расширения их международного рынка.Без принятия правительством соответствующих защитных мер это имело бы разрушительные последствия для местной промышленности, поскольку продолжающийся рост импорта субсидируемой иностранной продукции в национальную экономику не только заставил бы местную промышленность потерять рынок, но и в равной степени свернул бы ее в долгосрочной перспективе. запустить.
Также был аргумент, что недобросовестная конкуренция в международной торговле оказала негативное влияние на занятость в производственном секторе. Это было связано с тем, что в ситуациях недобросовестной конкуренции существовало мнение, что уровни безработицы в национальной экономике существенно возрастут, когда местные отрасли промышленности свернутся перед лицом жесткой конкуренции с технологически продвинутыми финансовыми ресурсами, обеспечиваемыми иностранными отраслями.В конечном итоге экономика превратится из страны-производителя в рынок иностранных промышленных товаров. Это было особенно заметно, когда экономическая политика свободного рынка была принята экономикой, переходящей от контролируемой государством к системе свободного рынка, без сопутствующих иностранных инвестиций и создания новых отраслей промышленности для сдерживания растущего уровня безработицы.
2.4 Структура промышленности Замбии
Примечательно, что в промышленном секторе Замбии до либерализации доминировал полугосударственный сектор, при этом государство владело основными акциями в большинстве ключевых промышленных предприятий.Защита полугосударственных структур доминировала в промышленном секторе, и, следовательно, это доминирование подавляло конкуренцию и инициативу, поскольку у большинства созданных промышленных единиц не было конкурирующих единиц, которые могли бы предложить надежную конкуренцию. Именно отсутствие заслуживающей доверия конкуренции привело к низкому качеству продукции и установлению высоких цен, поскольку большинство полугосударственных компаний стали эффективными монополиями. С другой стороны, отсутствие инициатив и нововведений в управлении этими полугосударственными предприятиями привело к неэффективности отрасли, поскольку большинство промышленных предприятий не смогли найти пути и средства улучшения своих производственных технологий.Проблема усугублялась существовавшими политико-бюрократическими структурами, которые не допускали независимости в управлении этими промышленными единицами. Отсутствие инициатив и нововведений на промышленных предприятиях ввергло их в экономический кризис. В конечном итоге это привело к снижению загрузки производственных мощностей в большинстве отраслей, и многие из них стали неэффективными.
Несмотря на экономический кризис и промышленную неэффективность страны, правительство энергично продвигало свои промышленные программы.Только после того, как серьезность кризиса стала ощутимой, некоторые проекты, такие как металлургическая промышленность, которые должны были быть созданы в стране и которые планировалось возобновить к 1981 году, пришлось отказаться. Рамки государственной политики ISI, касающиеся тарифных барьеров для развития местной молодой промышленности, не могли даже помочь реанимировать приходящий в упадок промышленный сектор. По мере обострения экономического кризиса усилия правительства по реформированию промышленного сектора в конце 1980 года оказались безуспешными.Это было очевидно, поскольку большинство полугосударственных промышленных единиц оказались не в состоянии помочь в диверсификации экономики в интересах национальных сравнительных преимуществ страны. Приход к власти Движения за многопартийную демократию (ДМД) в 1991 году внес существенные изменения в основы экономической политики страны.
[…]
Страны, добившиеся замещения импорта, такие как более бедная Аргентина
Обсуждения торговой политики в Вашингтоне в последнее время были сосредоточены на возможности повышения торговых барьеров или введения протекционистских схем налогообложения импорта, которые благоприятствуют определенным отраслям промышленности США в надежде создать U.С. Джобс.
Прежде чем пойти по этому пути, чиновникам администрации Трампа и членам Конгресса следует изучить печальную историю таких идей. Одна из таких идей, реализованная в основном в Латинской Америке в годы после Второй мировой войны, называлась «Импортозамещение». Для стран, попробовавших это, это закончилось не очень хорошо.
Первоначально задуманная во время Великой депрессии, импортозамещение было предназначено для помощи развивающимся странам в быстрой индустриализации и уменьшении зависимости от дорогостоящих импортных промышленных товаров.Теория основывалась на представлении о том, что, проводя протекционистскую политику, правительство даст отечественным производителям преимущество перед иностранной конкуренцией, ускоряя их рост и обеспечивая их успех. Это была торговая и инвестиционная политика, дополняющая другую влиятельную — и ориентированную на большое правительство — экономическую политику той эпохи — кейнсианство.
Были повышены тарифы, установлены квоты на импорт, и правительства назначили победителей в «молодой отрасли» в экономике путем субсидирования и защиты определенных ключевых секторов экономики (например,g., сельское хозяйство, энергетика и производство капиталоемких товаров, таких как цемент, сталь, алюминий, бумажная продукция, химикаты, автомобили и тяжелое машиностроение). Часто правительства создавали неэффективные и коррумпированные государственные предприятия в этих привилегированных секторах бизнеса.
Сторонники импортозамещения, такие как аргентинский экономист Рауль Пребиш, утверждали, что свободная торговля плохо обслуживает такие страны-производители сырьевых товаров, как его.
Согласно статичному взгляду Пребиша на мир с нулевой суммой, только промышленно развитый Запад (e.g., США и Европа) могли бы заняться производством в условиях свободной торговли. Это оставило остальной мир зависимым от продажи сырья западным промышленным колоссам, которые, в свою очередь, продавали им промышленные товары по завышенным ценам.
Пребиш назвал эту марксистскую идею «Теорией зависимости». Он эксплуатировал и разжигал чувство обиды на империалистов-янки — латинизированную версию политики классовой войны. И интеллектуалы всего полушария сожрали его.
После войны Пребиш возглавил Экономическую комиссию для Латинской Америки (ЭКЛАК) при Организации Объединенных Наций — пост, который позволил ему продвигать свои теории на мировой арене. При Пребише ЭКЛАК (а позже и организация-преемница, известная как ЮНКТАД) стала основным местом, где левые активисты продвигали различные схемы перераспределения богатства в 1950-х и 1960-х годах.
Целью Пребиша было самообеспечение развивающихся стран. Как ни странно, результатом его политики стала большая зависимость.
Страны импортозамещения стали еще больше полагаться на импорт, в то время как товары, которые они производили, были низкого качества и неконкурентоспособны на мировых экспортных рынках. И нигде эта реальность не стала более очевидной, чем в Аргентине.
В 1930 году Аргентина входила в десятку самых богатых стран мира. Сегодня, по данным ЦРУ, доход на душу населения в Аргентине занимает 87-е место, что ниже, чем в России или Казахстане. Это также ниже, чем в соседнем Чили, стране, которая отказалась от импортозамещения в 1970-х годах и осуществила рыночные реформы.
Сегодня мы слышим извращенную версию «теории зависимости» от протекционистов в США. По сути, они утверждают, что американцы стали опасно зависимыми от промышленных товаров из остального мира.
Эти экономически националистические аргументы игнорируют многие выгоды, которые американцы получают от импорта, и не в последнюю очередь миллионы рабочих мест, которые они создали здесь, у себя дома.
Не имея необходимости производить низкотехнологичные базовые товары и товары, американцы могут сосредоточиться на инновациях — развитии целых новых отраслей с использованием современных компьютерных технологий производства или придумывая новые онлайн-сервисы для создания первых в мире 21 экономика века.
Будем надеяться, что в конце концов администрация Трампа и Конгресс признают, что импорт поддерживает рабочие места в США и что создание торговых барьеров, ограничивающих поток товаров, услуг и инвестиций, сдерживает экономический рост.
американца видели «Эвиту». Они знают, чем заканчивается эта история.
EconStor: импортная зависимость и импортозамещение в российском производстве: взгляд бизнеса
Авторы:
Симачев, Юрий
Кузык, Михаил
Зудин, Николай
Образец цитирования:
[Журнал:] Форсайт и управление НТИ [ISSN:] 2312-9972 [Том:] 10 [Год:] 2016 [Выпуск:] 4 [Страницы:] 25-45
Аннотация:
Целью данного исследования является оценка зависимости российских промышленных предприятий от импорта, а также анализ «переход» к использованию российских продуктов и технологий в контексте их доступности и интереса к ним компаний.Основным источником информации для исследования стал опрос руководителей компаний, проведенный в сентябре-октябре 2015 года. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в количественном выражении уровни потребления импорта для обрабатывающих производств в России относительно невелики, особенно по сравнению с соответствующими уровнями западных стран. Страны Европы. В то же время около двух третей опрошенных компаний в значительной степени зависят от импорта, в первую очередь от импорта машин и оборудования. Основная причина использования импорта — отсутствие российских аналогов.Если они есть, то есть проблемы с низким качеством этих российских аналогов и тем, что они не соответствуют технологическим требованиям заказчика. В целом для высокотехнологичных и успешных компаний характерен более высокий уровень импортной зависимости, а это означает, что эти компании наиболее уязвимы для любых импортных ограничений. Текущий уровень зависимости от импорта не удовлетворяет многие компании, что вынуждает их пытаться уменьшить эту зависимость: в основном это принимает форму перехода на национальных поставщиков, несколько реже — диверсификацию импорта.Российская политика импортозамещения связана с попыткой возродить, модернизировать или создать недостающие производственные элементы в национальной экономике, то есть она по сути вертикальна. Однако при отсутствии тесной работы с горизонтальными мерами, такими как разработка определенных критических технологий, формирование новых областей знаний и восполнение ранее отсутствующих научных компетенций, такая политика характеризуется «ограниченным сроком хранения», постоянным отставание, с упором в первую очередь на ценовую конкурентоспособность.Все это приводит к расширению экономики, которая очень чувствительна к колебаниям валютных курсов. Необходима проактивная политика импортозамещения, связанная с новыми развивающимися рынками.
ПРИМЕЧАНИЯ ПО СТРАТЕГИЯМ ИМПОРТА-ЗАМЕЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ |