Преподавание шахмат в школе: Методика преподавания шахмат в школе
Содержание
Печальный опыт шахмат в школе
«Я думаю, что вместе с ФИДЕ нам удастся реализовать идею введения шахмат в школу именно как курса. Моё глубочайшее убеждение, что ШАХМАТЫ должны быть в КАЖДОЙ ШКОЛЕ уже с 1-го класса!»
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева
«Благодарим вас, душа наша, за то, что хотите детей научишь в шахматы. Это непременно нужно во всякой благоустроенной стране!»
Размышления профессионала об одном печальном опыте «Шахмат в школе»
Мне хотелось бы вернуться в наше недалекое прошлое —перестроечные годы. Вспомним, как рубль стремительно падал, зарплата педагогов и тренеров была практически равна «нолю», зато появилась какая-то свобода.
Предприимчивые чиновники в Петербурге тут же открыли самые разные ООО «Шахматные академии», «Центры преподавания» и подобная хрень, а преподавателям, чтобы как то себя прокормить было предложено вести дополнительные платные уроки.
Директорам школ было разрешено ввести в школах, так называемые «дополнительные платные услуги». В школах появились языковые курсы, подготовка в институты, репетиторство, различные виды боевых единоборств, подготовка в институты, прочая, прочая, и в том числе и шахматы.
Хочется познакомить вас с некоторой статистикой «успешной» педагогической работы в школах опытных тренеров из детских спортивных центров. Например, в сентябре месяце из одного шахматного центра в школы пошли работать-подрабатывать 13 шахматных тренеров: все опытные педагоги, с не менее, чем 10-ти летним педагогическим стажем, мастера спорта по шахматам. На конец года с детками подрабатывало лишь двое, 11 человек не смогли выдержать работу в классе: с неумеющими, ничего не знающими и нехотящими, орущими созданиями.
Многие не выдерживали предлагаемых условий для занятий, не находили язык с администрацией. И самое интересное, что почти всех попытался обмануть по зарплате «крышующее» педагогов ООО Райком Комсомола ОДНОГО городского района. Зарплата не была выплачена за несколько месяцев.
На следующий год статистика стала еще хуже. Жадные «ООО» занимающиеся педагогической работой ввели шахматы, чуть ли не в половине школ города и детских садах… Число «охваченных» детских учреждений впечатляло: около 300 школ и более 100 детских садов. Чем не «шахматная горячка»?!
Естественно, такого большого количество шахматных специали-стов, готовых вести в шахматы в школе даже в таком большом городе как Петербург просто не было. На работу засылались простые студенты или пенсионеры. Специального педагогического образования у 99% процентов «шахматных» педагогов просто не было. У некоторых не было и шахматных навыков. Но ведь брались учить! Практически ни у кого из шахматных педагогов не было программы, некоторые даже не подозревали, что она нужна… Никаких учебников и пособий не было! Самое интересное, что никому в голову даже не пришло написать некий «шахматный конспект» и предложить вести уроки «училкам».
Статистика ужасна! В некоторых школах за учебный год менялось по 4-5 преподавателей. А из 500 шахматных педагогов начинающих работать в сентябре до конца учебного года доработали лишь 6 человек. Чуть более 1%… Пожалуй, нет более печальной статистики ни для одной профессии. Фантастика!
Автор провел анализ, почему увольнялись неумехи-педагоги и выяснил основные причины увольнений:
-
Прежде всего — это неумение работать с детьми;
-
Далее шло неумение договориться с администрацией школы,
-
Часто тренеры попадали под проверку чиновников-проверяющих, в некоторых случаях после жалоб недовольных родителей;
-
Условие работы — не все могли наладить сам учебный процесс, так как никто не предлагал купить инвентарь и достать необходимые пособия, учебный материал;
-
Оплата труда чаще всего оказывалась гораздо ниже ожидаемой.
К чести детско-юношеской комиссии Санкт-Петербурга хочется заметить, что эта сложная ситуация пыталась как-то контролироваться. Запретить профанацию шахмат мы не могли — хотя это надо было сделать любыми силами. Неумехам тренерам, пришедших в школу, бросались какие-то спасательные круги типа тренерских курсов.
На заявки администрации различных школ ДЮК всегда обращалось внимание, и делались попытки найти более-менее квалифицированных шахматистов, способных провести уроки в школах.
Но бездумная и жадная политика людишек, жаждущих побольше хапнуть, привела к очень печальным для шахмат результатам. Переквалифицировавшихся из чиновников и партийных деятелей в предприниматели никакого отношения к детским шахматам не имели. Их фирмы лопались одна за другой!
Автор сам слышал, как родители и администрация школ даже через несколько лет кричали «НЕТ!!», услышав слово ШАХМАТЫ. Они просто вспоминали этих неумех-шахматистов, пытавшихся провести шахматные уроки в школе и дельцов их обманувших. Аллергия на шахматы осталась во многих школах Санкт-Петербурга надолго.
Но есть и удачные примеры, где шахматы прижились и долгое время жили счастливой жизнью!
Удачные примеры — это 141 школа Красногвардейского района, школы Невского района 513, 667 и 344, 481 школа Кировского района. О них подробный рассказ.
Понятно, что сегодняшние чиновники гораздо изощреннее, но жажда наживы у них осталась. За попыткой внедрить шахматы во все школы России, автор видит обычный распил!
Никакой заботы о детях и желании научить их шахматной игре у господ чиновников нет! Вы совершаете преступление, господа! Автор нисколько не сомневается, что через год внедрения шахмат в российские школы, большинство директоров и родителей завопят «НЕТ!!», и даже если позднее в школы придет грамотный педагог-тренер, то ему колоссальных трудов будет стоить сломать сложившийся о ВРЕДНЫХ шахматах стереотип.
Может, не будем спешить, господа чиновники?! И попробуйте-ка сами почитать, хотя бы полгодика предложенные вами учебники. Ну чем вы хуже наших «училок»?!
Вы сможете! Мы в этом нисколько не сомневаемся!!!
И вот тогда…
Также как автор, думают 90% тренеров Санкт-Петербурга и большая часть тренеров из других городов.
Мы одно племя!
Организация шахматных занятий в школе и дома
В помощь педагогу решившемуся начать «Шахматы в ШКОЛЕ». Год 1989…
В Санкт-Петербурге практически в каждом районе города ведутся занятия в школах и гимназиях либо факультативно, либо, с разрешения администрации, введены в расписание уроков начальной школы. Если вы всё же рискнули и начали уроки шахмат в своей школе, то не бойтесь возможных затруднений.
Но, если всё же они у вас возникнут, обращайтесь за помощью к специалистам в любой из Домов Творчества Юных или шахматные клубы. Мне думается, что любой из шахматных преподавателей с удовольствием пригласит вас на открытый урок и завяжет с вами тесное сотрудничество.
Эту статью автор написал в виде РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
ЧТО НЕОБХОДИМО РЕБЁНКУ-ШАХМАТЁНКУ?
Здравствуйте! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал заниматься шахматами?! Тогда необходимо как следует подготовиться к началу его шахматных уроков. Вы уже приобрели учебник. И хотя дома шахматы уже есть, возможно придётся купить ещё одни и для школы. Конечно, это будет несколько накладно, так как придётся разориться ещё и на демонстрационную доску, и на тетради, а затем пойдёт и специальная литература и многое другое. Но ваш ребёнок заслуживает этого.
Тем более, что знакомство с шахматами принесёт плоды в 100 раз превышающее затраты. Только не начинайте занятий, не решив все спорные вопросы. Обидно, когда по каким либо причинам уроки, не успев начаться, прерываются. Постарайтесь всё предусмотреть, тогда не пострадают дети.
Материальная база — уроки шахмат
Как добыть то, что необходимо?!
Ни в коем случае не начинайте шахматные занятия, если у вас нет необходимого инвентаря! Вы должны как следует подготовиться к началу шахматных занятий.
Требуйте, чтобы шахматы были приобретены на весь класс по одному комплекту на двоих, плюс один запасной набор на случай потерь. Лучше всего, чтобы комплекты шахмат были средних размеров (шахматы ШКОЛЬНЫЕ — доска 30-40 см) и могли помещаться на парте.
Комплект состоит из закрывающейся доски и деревянных шахмат. Пластмассовые фигуры при падении часто разбиваются и менее долговечны, чем деревянные. Картонные доски и коробки для фигур быстро приходят в негодность и их надо заменять. Как показал многолетний опыт, до конца года не доживают примерно два набора из десяти.
Не соглашайтесь на то, что вас будут уговаривать, что дети будут приносить шахматы из дома, могут возникать сложности из-за собственнических интересов детей. Дети не столько заняты уроком, сколько следят, как товарищи по классу относятся к их красивым шахматам.
Кроме того, шахматы могут часто забываться детьми дома, а «валять дурака» в этом возрасте всегда приятней, чем работать. Также, вы можете увидеть и различные сувенирные шахматы, где фигуры просто невозможно различить, — так как они все похожи на королей или на какие-то сказочные персонажи.
Можно увидеть и миниатюрные дорожные шахматы, где не различить фигур, а букв и цифр по краям доски просто нет. Нельзя забывать и об эпидемиях, когда пол класса болеют и шахматы в школу не приносятся…
Надеемся, конечно, что государство или спонсоры возьмут эти расходы на себя! Иначе, это будет несколько накладно, так как придётся разориться ещё и на демонстрационную доску, и на тетради, а затем пойдёт и специальная литература и даже компьютерные программы. Без них в наше время никак!
Объясните родителям, что ребёнок заслуживает этого. Тем более, что знакомство с шахматами принесёт плоды в 100 раз превышающее затраты. Только не начинайте занятий, не решив все спорные вопросы. Обидно, когда по каким либо причинам уроки, не успев начаться, прерываются. Постарайтесь всё предусмотреть, тогда не пострадают дети.
Конечно, наши «наученные» родители могут побежать жаловаться в РОНО на поборы… Сделайте так чтобы «побежали», но не жаловаться — а вам помогать и инвентарь шахматный добывать!
Родители хоть на что-то способны?! НЕ ВЕРЮ!
Ведение урока. Как обращаться с шахматами.
Несколько первых занятий шахматы на парте начинающим детям не нужны, так как они ещё недостаточно быстро ориентируются на шахматной доске. Лучше, если есть такая возможность, проводить первые уроки, пользуясь демонстрационной доской с магнитными фигурами. Ее чаще всего помещают перед детьми. Рядом должна быть обычная школьная доска, чтобы преподаватель мог сделать необходимые записи.
Требуйте, чтобы шахматы были приобретены на весь класс по одному комплекту на двоих, плюс один запасной набор н случай потерь. Лучше всего, чтобы комплекты шахмат были средних размеров и могли помещаться на парте.
Комплект состоит из закрывающейся доски и деревянных шахмат. Пластмассовые фигуры при падении часто разбиваются и менее долговечны, чем деревянные. Картонные доски и коробки для фигур быстро приходят в негодность и их надо заменять. Как показал многолетний опыт, до конца года не доживают примерно два набора из десяти.
В случае, если шахматы приносятся из дома, могут возникать сложности из-за собственнических интересов детей. Дети не столько заняты уроком, сколько следят, как товарищи по классу относятся к их красивым шахматам.
Кроме того, шахматы могут часто забываться детьми дома, а «валять дурака» в этом возрасте всегда приятней, чем работать. Также, вы можете увидеть и различные сувенирные шахматы, где фигуры просто невозможно различить, — так как они все похожи на королей или на какие-то сказочные персонажи. Можно увидеть и миниатюрные дорожные шахматы, где не различить фигур, а букв и цифр по краям доски просто нет.
Преподаватель объясняет новый материал, а дети работают со своих мест: называют поля, положение фигур, шахматные ходы, а, при необходимости, могут подойти к демонстрационной доске. Сколько будет таких уроков? Всё зависит от преподавателя и от детей. Учитель должен почувствовать, а дети показать, что им уже нужна личная доска для самостоятельной работы.
Обычно, у детей 6-7 лет шахматы появляются на парте после 8-10 занятий, у детей 8-9 лет — после 6, а 10-летние могут получить шахматы на свой рабочий стол уже на 4-м занятии.
Конечно, надо учитывать, что количество уроков, предложенных в этом учебнике и пройденных детьми, в зависимости от возраста и способностей класса, будет разным.
Очень важно правильно научить детей порядку на рабочем столе во время урока шахмат. На это не жалко потратить и целый урок. Более того, время от времени необходимо к этому возвращаться.
Проблемы при занятиях шахматами
Поделимся с проблемами, которые чаще всего возникают при занятиях с начинающими. На первых уроках расставлять и собирать шахматы необходимо под строгим контролем. Для учителей даётся примерный текст руководящих указаний:
— Положите посередине парты шахматный набор (доску с фигурами). Раскройте… свои шахматные тетради (иначе потом для них не останется места), откройте шахматную доску и аккуратно достаньте фигуры: один — белые, другой — чёрные. Ставьте фигуры за своими тетрадями (фигуры не должны кататься по парте, так как половина окажется на полу, а найти что-либо после падения в классе — событие невероятное! И к тому же весь урок дети будут играть в погремушки или строить из фигур пирамиды). А теперь самое приятное! Можно расставлять требуемую позицию.
Добейтесь того, чтобы после окончания занятия дети не смахивали фигуры с доски и затем загребали шахматы горстями, а аккуратно снимали и только затем складывали в коробку. Урок надо заканчивать за 2-3 минуты до звонка! Чтобы дети спокойно могли убрать фигуры в доски или мешочки (коробочки).
После звонка многие становятся «неуправляемыми» и могут сбежать… А дежурные по классу или сидящие на «последних» партах, соберут уже собранные наборы и поставят вам на стол. Тогда продолжительность жизни шахмат вас приятно удивит! Иначе до конца года не сохранится ни одного полного-живого набора.
В классе должно быть место для хранения шахмат. Дополнительный набор (его лучше специально пометить) следует брать только при необходимости, в случае потери фигур.
Если занятие теоретическое, то доску надо поставить первым рядом перед обоими учащимися, а на практических занятиях (игре) — дети садятся в пол-оборота друг к другу, а доску необходимо повернуть на 90 градусов, в зависимости от цвета доставшихся фигур — белым первый ряд, чёрным — восьмой.
Если место в классе позволяет, то можно сразу приучить детей во время игры садиться друг против друга.
Первая тетрадка — самая обыкновенная в 12 листов, обязательно в клеточку. Следующие тетради должны быть рассчитанны на более долгую жизнь, — с толстой обложкой. Хотелось бы попросить родителей не покупать детям на первом году специальных блокнотов для записи партий. В них просто невозможно ни решать шахматные задачи, ни сделать какие-либо записи по теории.
Ребёнку понадобятся ручка, линейка, карандаш и резинка.
Желательно, чтобы родители не только знали, что их чадо учится играть в шахматы, а, по возможности, и помогали ему. Те родители, которые заглядывают в тетрадку, помогают расчертить страницу для игры первокласснику, — заслуживают всяческого уважения.
Отнеситесь к шахматам в школе, как к обычному предмету. Ничем не выделяйте их от остальных предметов, но и не принижайте шахматных достоинств. Если даже ваш ребёнок и не станет чемпионом, то, во всяком случае, узнает много нового и интересного. И увлечений много и жизнь интереснее!
«Обязательные шахматы в школе — это слишком!»
В наступающем учебном году школьников ждет новый предмет – шахматы. Программы преподавания и учебники уже разработаны, а в регионах повсеместно готовятся шахматные педагоги, сообщает «Московский комсомолец».
Первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34 часа. В переводе на школьное расписание – один урок в неделю.
Мы собрали мнения мам и учителей по этому поводу. Главные опасения: что уйдет из расписания из-за нововведения и как детям справиться с возросшей нагрузкой.
Екатерина, 33 года, Москва:
Мой ребёнок с 1 класса занимается шахматами в школе 1273. Это отличный досуг для детей, на мой взгляд. Игра в шахматы учит мыслить наперёд и просчитывать свои действия, а также «додумывать» за оппонента и просчитывать его ходы. Это отличный навык, который пригодится в жизни и который легче всего развить именно через шахматы.
Логику в школе изучать надо непременно. И шахматы — это один из оптимальных вариантов.
Одного раза в неделю вполне достаточно. Но! Не на обязательной основе! Куда их вместить, если и так по 4-5 уроков в день обязательных. И у многих детей после школы ещё и своя программа по спорту/музыке/ рисованию. Обязательные шахматы в школьной программе — это слишком! Тогда надо сокращать какие-то основные предметы или учиться в субботу. А это все неприемлемые варианты.
Где найдут столько учителей, которые действительно интересно смогут донести шахматную теорию?
Анна, 36 лет, Москва:
Школьное время – не резиновое. Чтобы сделать шахматы, нужно будет забрать одну физкультуру. Именно так, по-моему, собирались это сделать.
Детям в современной школе нужно больше движения. Никто их не выводит на прогулки, на переменах не разрешают бегать. Одну физкультуру забрали, дали шахматы. Нехорошо. Если дети ходят в кружок по шахматам, то, скорее всего, дети сами настроены на получение этих знаний. И учителя там, как правило, хорошие. Когда же дети в количестве 30 человек в классе должны будут сидеть и слушать предмет, который им навязали, ничего хорошего из этого не выйдет.
И потом, главный вопрос: где найдут столько учителей, которые действительно интересно смогут донести шахматную теорию? Пока я не могу найти ничего хорошего в этой истории: мне кажется, это будет еще один предмет, к которому будут относиться спустя рукава. Но кто знает… Возможно, идея была в том, что дети научатся просчитывать свои ходы наперед. Инициатива хороша, на реализация может пострадать.
Учителя в целом разделяют позицию родителей.
Вот как прокомментировала нововведение учитель начальных классов московской гимназии №1514:
Сама идея очень хорошая, но есть ряд НО:
— Нужны педагоги.
— Нужен час в неделю, то есть его надо или забрать от какого-то предмета, или добавлять в учебный план. Под это нужно финансирование.
— Классы целесообразно делить на подгруппы, а значит, финансировать в удвоенном количестве этот час.
Какому-то ребенку игра может попросту не даваться, несмотря на все его старания, он будет постоянно проигрывать и чувствовать себя не успешным. А это плохо скажется и на учебной мотивации и на самооценке ребенка.
Есть у обязательных шахмат и еще один минус, на который нам указала психолог-педагог Ася Бурштейн:
Само то, что это будет обязательно – уже не очень хорошо. Несомненно, шахматы полезны. Но все дети разные и интересы у них тоже разные. Кроме того, шахматы – это действительно сложная игра, она требует невероятно большой умственной работы, что не всем свойственно Какому-то ребенку игра может попросту не даваться, несмотря на все его старания, он будет постоянно проигрывать и чувствовать себя не успешным. А это плохо скажется и на учебной мотивации и на самооценке ребенка.
Большинство школ закономерно оказались не готовы к введению шахмат в обязательную программу. Но решения есть — это привлечение спортивных федераций, частных организаций, он-лайн уроки.
Антон Кузин, основатель Русской шахматной школы :
О шахматах в школе говорили много лет. Всегда были и те, кто за и те, кто против. Сегодня закон уже принят. И к нам, шахматным организаторам, постоянно обращаются общеобразовательные школы. С просьбами: помочь выстроить процесс обучения, подготовить кадры, подобрать методику, организовать турнирную сетку. Большинство школ закономерно оказались не готовы к введению шахмат в обязательную программу. Но решения есть — это привлечение спортивных федераций, частных организаций, он-лайн уроки. Например, наша школа взаимодействует уже более, чем с 45 школами Москвы. Обо всем этом буду рассказывать на форуме «Город образования».
Польза от шахмат бывает только в одном случае: когда ребенок шахматы любит.
Когда он получает от них удовольствие. Когда это твое.
Давид Маркосян, Международный гроссмейстер, тренер по шахматам, основатель школы — студии «Победи Великана»:
Конечно же, я могу только приветствовать инициативу популяризировать шахматы, более того, я отлично понимаю основной замысел тех, кто шахматы хочет ввести как обязательный предмет. Шахматы замечательно корректируют учебу, успеваемость, поведение, самооценку, успешность, формируют способность принимать решения. Есть статистика, что среди шахматистов совершенно нет наркоманов.
Но слово «обязаловка» мне не нравилось с детства, и эту позицию разделяют практически все шахматисты. Польза от шахмат бывает только в одном случае: когда ребенок шахматы любит. Когда он получает от них удовольствие. Когда это твое.
А как предмет в школе… Там могут быть оценки. И могут не считаться с темпераментом, возможностями и склонностями ребенка. Все равно ему надо это будет изучать. Не знаю, как этот момент можно обойти, исправить.
Было бы лучше, например, организовать систему бонусов. Если ты посещаешь занятия шахматами и добиваешься определенных успехов, то получаешь какие-то привилегии при поступлении в ВУЗ, как вариант.
И конечно необходимо, чтобы было больше по-настоящему профессиональных преподавателей. Сейчас шахматы надо объяснять современным детям иначе, чем еще лет 5-10 назад. И это принципиальный момент. Преподаватель должен не только знать теорию, он сам должен быть в процессе, играть, участвовать в турнирах и при этом уметь общаться и находить подход к детям.
Людмила Чиркова
Шахматы в школе: зачем, как, что делать
В 2016 году министр просвещения Ольга Васильева пообещала ввести в школы уроки шахмат. В 2019-2020 учебном году эти уроки станут обязательными для учеников начальных классов. Разбираемся, зачем это нужно, как будет организовано и как коснется учителей.
Что случилось?
С 2019-2020 учебного года в большинстве российских школ введут обязательные уроки шахмат. Заниматься шахматами пока будут только в начальной школе — в первом классе 33 часа в год, во втором, третьем и четвертом 34 часа. С 2016 года уроки шахмат апробировали в Московской области и Ханты-мансийском автономном округе. Чиновники и учителя довольны результатами апробации и запускают уроки по всей России. Фонд «Шахматы в школе» разработал учебник, также разработаны рабочие программы для педагогов.
Помогаем учить шахматам
Как и кто будет их преподавать?
Педагоги по шахматам и учителя-предметники, прошедшие профессиональную переподготовку. В этом году Новосибирский государственный технический университет выпустил 36 педагогов-шахматистов, в Перми шахматам обучилось 150 учителей. Раньше в России не готовили педагогов с такой специализацией.
Учителя будут преподавать шахматы по программам и учебникам, разработанным фондом «Шахматы в школе». Также на сайте фонда они смогут решать шахматные задачи — сами или с учениками.
Где апробировали уроки шахмат?
В Югре и 75 школах Московской области. Руководители школ отмечают, что занятия шахматами положительно влияют на успеваемость по другим предметам. Как они это измеряли, неизвестно.
Во всех школах не ограничивали интерес к шахматам только уроками — наоборот, ребятам, желающим заниматься дальше и сильнее, подсказывали кружки и секции, знакомили с тренерами.
Как шахматы помогут ученикам в школе и жизни?
Тут эксперты спорят.
Ольга Васильева говорит, что ученики, занимающиеся шахматами, учатся лучше на 35-40 процентов. В 2016 году в научном журнале Educational Research Review вышло исследование, опровергающее этот факт. Выяснилось, что ни одно из исследований за последние 40 лет не выявило связи между занятиями шахматами и успехами в математике и чтении.
В министерстве просвещения ссылаются на исследование, проводившееся ФИДЕ и министерством образования республики Калмыкии, но его результаты нигде не опубликованы.
При этом все соглашаются, что в целом шахматы развивают логическое мышление, память, пространственное мышление, способность прогнозировать действия. Также шахматы могут помочь социализации, но для этого необходимо не только вводить уроки в школы, но и развивать сеть шахматных клубов для детей и взрослых.
Поделитесь со всеми, кто учит детей
Программа «Шахматы в школе» активно развивается в Алтайском крае
В Тальменском районе в проекте участвуют семь школ
Сегодня в Тальменском районе постигают азы шахмат более 400 ребят из семи школ, вошедших в краевой образовательный проект «Шахматы в школе». Еще одна школа, первая, в которой сейчас 93 юных шахматиста, подала заявку на включение в проект и ждет положительного решения со дня на день.
На самом деле шахматистов в районе намного больше, ведь практически в каждой школе работает шахматный кружок. В озерской, например, их даже два: «Шахматенок» — для начинающих и «Юный шахматист» — для более опытных. Некоторые школы подали заявки на включение в краевой проект «Шахматы в школе» еще в прошлом году, но, несмотря на то, что решения по ним пока нет, учат всех желающих ребят играть в шахматы в рамках кружковой работы.
Возрождение шахмат в Тальменском районе началось с внедрения проекта «Шахматы в школе». Первой из района еще в 2017 году вступила в него кашкарагаихинская школа. С первых дней реализация образовательной программы велась очень активно благодаря учительнице математики Ольге Романович. «Первопроходцам» сразу была оказана поддержка от краевой шахматной федерации в виде шести комплектов шахмат, шахматных часов, демонстрационной доски и учебно-методических комплектов для школьников.
Результат труда учителя и увлеченность ребят привели школу к призовому месту в конкурсе на лучшее преподавание шахмат в общеобразовательных школах Алтайского края.
Сегодня в кашкарагаихинской школе более 50 учеников со 2 по 9 классы посещают внеурочные занятия по шахматам, дополнительно ходят на кружок и оттачивают свое мастерство не только на школьных турнирах, но и с представителями других школ района.
За последний год 13 юных шахматистов района выполнили норму спортивных разрядов. А в конце октября на краевом шахматном рапид-турнире в селе Мамонтово восемь ребят подтвердили свои разряды, а двое выполнили нормы третьего разряда. Есть среди юных шахматистов района и перворазрядник. Николай Васенин из школы № 5 выполнил норматив первого юношеского еще в прошлом году. Иван Макаренко, ученик 2 класса первой школы, набрал на турнире 6 очков из 9 и подтвердил свой третий разряд, нормы которого выполнил также в прошлом году.
На турнире в селе Мамонтово юным шахматистам пришлось встретиться с очень опытными соперниками, ведь здесь собрались 105 сельских шахматистов из 26 команд. В течение 9 туров было сыграно 468 партий в трех возрастных группах.
— Преподавать шахматы в школе может любой учитель, хоть немного знакомый с этой игрой. Ведь его основная задача — научить, как ходят фигуры, показать простые позиции, чтобы ребенок освоил азы и узнал основные правила. Обучать этому можно уже с первого класса и даже со старших групп детского сада, — считает Владимир Цвигун, тренер по шахматам центра внешкольной работы. – А потом ребята должны учиться в играх с другими соперниками, сильными, с разными техниками, подходами к игре. Научиться не просматривать фигуры, правильно их ставить, а уже потом формироваться в мастерстве. Нужны постоянные тренировки и практика.
На сегодняшний день уроки шахмат в школе и кружки посещают более 500 школьников, в центре внешкольной работы занимаются шахматами 65 ребят, и есть еще немало желающих. В этом году краевая федерация подарила шахматному клубу 10 комплектов шахмат и 5 электронных часов. Есть и помещение под шахматный клуб, но оно уже не отвечает количеству желающих принять участие в турнирах.
Владимир Цвигун: «На сегодняшний день все образовательные учреждения района, включенные в проект «Шахматы в школе», обеспечены квалифицированными кадрами. По договору между Федерацией шахмат Алтайского края и Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования наши педагоги прошли курсы по направлению «Обучение шахматам» и получили удостоверения о повышении квалификации.
В этом году в Алтайском крае впервые подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве — свои подписи под документом поставили президент краевой Федерации шахмат Артем Поломошнов, министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко и министр спорта региона Алексей Перфильев. Это будет способствовать привлечению к занятиям шахматами как можно большего числа молодежи, увеличению количества участников Всероссийского шахматного турнира школьных команд «Белая ладья», расширению географии участников проекта «Шахматы в школах». В нашем районе не все школы вошли в проект, но это только вопрос времени».
Артем Поломошнов: «Реализация проекта «Шахматы в школе» преследует не спортивную цель, а именно образовательную. Шахматные уроки преподаются во 2−4 классах, факультативно или как дополнительный предмет. Ребят учат вариативности мышления, планированию, умению принимать решения, брать ответственность за сделанный ход на себя. В жизни это, несомненно, пригодится».
Методика преподавания шахмат в начальной школе
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методика преподавания шахмат в начальной школе»
ВЫ БУДЕТЕ:
знать:
• основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;
• основные правила игры в шахматы;
• методику работы с младшими школьниками в сфере обучения шахматам;
• основные правила судейства по шахматам и порядок организации соревнований;
• этические нормы в области спорта.
уметь:
• разрабатывать авторские учебные программы по курсу «шахматы»
• подбирать учебную и учебно-методическую литературу по курсу «шахматы»
• организовать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов по курсу «шахматы»
• провести соревнование с различными видами жеребьевочных систем (в том числе и на компьютере)
• подготовить документы для присвоения разрядов в соответствии с ЕВСК 2019 -2022 гг.
владеть:
• различными методами обучения младших школьников по шахматам;
• приемами и технологиями развития у младших школьников внимания, логического мышления, абстрактного воображения
• приемами обучения разыгрывания стандартных положений в миттельшпиле и эндшпиле.
Оптимизм, присущий игре с бесконечными возможностями, заставляет детей постоянно бросать вызов самим себе и учиться на своих ошибках. Каждая игра — это шанс начать все заново и увидеть, куда приведет вас ваше критическое мышление. Каждый противник заставит вас по-новому взглянуть на путь к победе. Сообразительность и менее очевидные организационные и социально-эмоциональные навыки — вот что мистеру Джонсону больше всего приятно наблюдать за развитием своих ученых.
«Многие из ученых, которые начинают работать в моей шахматной команде, не очень уверенные ораторы или в целом неуверенные люди. Шахматы дают им возможность зацепиться и научиться — они начинают играть против своих родителей и побеждать. Они начинают учить своих сверстников своим любимым движениям — это действительно укрепляет их уверенность », — говорит Джонсон.
В то же время шахматы — это игра, которая приветствует разные личности и учит ученых, как общаться с другими людьми, которые не обязательно думают так, как они.«В зависимости от того, какой вы человек, вы можете оказаться в положении, в котором есть пять различных хороших ходов. Вы можете выбрать самый смелый из пяти, или самый надежный, или самый креативный. Я могу поехать в любую страну, сыграть в шахматы и посмотреть, кто вы как личность — агрессивный ли вы игрок, более расслабленный или комбинация. Шахматы действительно позволяют узнать кого-то поближе, даже если вам не нужно говорить на одном языке ».
В августе этого года г-н Джонсон наблюдал, как один из его лучших учеников по шахматам, Натаниэль Муллоджанов, выигрывал Открытый чемпионат страны с идеальным счетом 7-0.Это было первое крупное национальное учебное мероприятие, которое проводилось виртуально, но ни мистер Джонсон, ни Натаниэль не проходили поэтапно. Шахматы, как объясняет Джонсон, адаптируемы — и они также учит детей этому.
Для Натаниэля победа в сети была такой же захватывающей, как и лично, потому что окончательное удовлетворение от успешной игры в шахматы все равно остается. После победы Натаниэль задумался над ключевым уроком, который он извлек из мистера Джонсона: «Когда вы играете в шахматы, каждое решение, которое вы принимаете за доской, — ваше личное.Играя в шахматы, вы учитесь нести ответственность за свои действия ».
Натаниэль с трофеем почти такого же роста!
В национальном чемпионате ученые Академии Успеха соревновались с более чем 2000 шахматистами-школьниками со всей страны. Ученые часто тренируются в Интернете — существует множество ресурсов, которые делают шахматы и шахматные турниры доступными независимо от местоположения.